Ремонт и замена датчиков на BMW 5er своими руками – Инструкции по ремонту и замене датчиков на авто BMW 5er

Замена датчиков системы управления двигателем

По окончании замены датчиков параметров двигателя необходимо считать информацию о неисправностях из памяти ЗУ ЭБУ-КСУД системы «ОМЕ». Устранить неисправности и стереть информацию о неисправностях из памяти ЗУ.

Датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя установлен под стартером, его замену необходимо проводить в следующем порядке. Выключить зажигание и снять пластину жесткости. Расфиксировать ШС и отсоединить его от датчика частоты вращения коленчатого вала двигателя (23 см. рис. 3.3). Вывернуть винт (24) и снять датчик.

Датчик положения впускного распределительного вала (35. см. рис. 3.63) расположен на головке блока цилиндров, его замену необходимо проводить в следующем порядке. Выключить зажигание и снять корпус воздушного фипьтра. Снять электромагнитный клапан (36) исполнительного узла системы D-VANOS впускного распределительного вала. Отсоединить ШС на кабельной коробке.
Подсоединить к ШС датчика отрезок вспомогательного провода длиной около 50—60 см, что в дальнейшем облегчит установку нового датчика. Вывернуть винт (34) крепления датчика (35). Вынуть датчик из головки блока цилиндров. Вытянуть коней провода датчика на столько, чтобы вспомогательный кабель зашел на его место в кабельной коробке. Снять датчик вместе с проводом его подключения к системе. Отсоединить вспомогательный провод от неисправного датчика. Закрепить на вспомогательном проводе ШС нового датчика. Протащить с помощью вспомогательного провода кабель нового датчика в кабельную коробку.
Проверить уплотнительное кольцо (33) на отсутствие возможных повреждений, в случае необходимости заменить его. Заменить уплотнительное кольцо (37) электромагнитного клапана (36) системы D-VANOS и закрепить клапан моментом 30 Н.м (3,0 кгс.м).

Датчик положения выпускного распределительного вала (16, см. рис. 3.63) расположен е передней части головки блока цилиндров на стороне выпуска, его замену необходимо проводить в следующем порядке. Выключить зажигание и отсоединить ШС от датчика.
Вывернуть болт (17) крепления датчика на головке блока цилиндров. Вынуть импульсный датчик (16) из головки блока цилиндров. Проверить уплотнительное кольцо (15) на отсутствие возможных повреждений, в случае необходимости заменить его. Датчики детонации (31, см. рис. 3.3) расположены на блоке цилиндров двигателя и их замену необходимо проводить в следующем порядке. Выключить зажигание и снять впускной коллектор. Освободить ШС из держателя на кабельной коробке и отсоединить его. Вывернуть болты (32) и снять датчики детонации группы цилиндров 1-3 и с группы цилиндров 4-6.
При установке очистить контактную поверхность датчиков детонации и места их установки на блоке цилиндров. Установить датчики детонации и затянуть болты (32) крепления момент 20 Н.м (2,0 кгс.м).

Датчики системы смазки (3 шт.) установлены в двух местах. На корпусе масляного фильтра установлено два масляных датчика — температуры (10, см. рис. 3.16) и давления (11), расположенные по диагонали. Температурный датчик установлен чуть выше.
Замену датчика температуры масла необходимо проводить в следующем порядке. Выключить зажигание. Отвернуть крышку (4) масляного фильтра, что масло стекло в поддон масляного картера. Снять корпус воздушного фильтра. Отсоединить ШС от датчика температуры масла и вывернуть датчик индикатора температуры масла.
При установке, датчик температуры масла завернуть моментом 27 Н.м (2,7 кгс.м). Проверить уровень масла и, при необходимости, восстановить его. Замену датчика давления (11) масла необходимо проводить в следующем порядке. Выключить зажигание. Отвернуть крышку (4) масляного фильтра, что масло стекло в поддон масляного картера. Снять корпус воздушного фильтра и отсоединить ШС от датчика давления масла. Вывернуть датчик давления масла. При установке, датчик давления масла завернуть моментом 27 Н.м (2,7 кгс.м). Проверить уровень масла и, при необходимости, восстановить его.

Замену датчика давления масла установленного в поддоне масляного картера необходимо проводить в следующем порядке. Выключить зажигание. Отвернуть крышку масляного фильтра, чтобы масло стекло в поддон масленого картера двигателя. Снять пластину жесткости, вывернуть пробку (36) и слить масло из двигателя. Слитое масло направить на утилизацию. Отсоединить ШС от датчика уровня масла. Отвернуть гайки (33) и снять датчик уровня масла (32). Очистить уплотняемую поверхность на поддоне масляного картера. Заменить уплотнительное кольцо (31) датчика уровня масла и уплотнительное кольцо (3) крышки (4) масляного фильтра. Обратить внимание на фиксирующий штифт (30). Поставить на место и завернуть крышку масляного фильтра моментом 33 Н.м (3,3 кгс.м). Установить пластину жесткости и затянуть ее моментом 56 Н.м + 90°. Залить масло в двигатель и проверить его уровень.

Замену датчика температуры (19, см. рис. 3.18) поступающего воздуха необходимо проводить в следующем порядке. Выключить зажигание и снять крышку форсунок. Отсоединить ШС от датчика температуры поступающего воздуха. Нажать на фиксатор и вынуть датчик температуры из впускного коллектора.
При установке датчика, проверить уплотнительное кольцо (20) на отсутствие повреждений и заменить кольцо, если оно повреждено.

Датчик положения педали акселератора (газа) расположен в салоне автомобиля и непосредственно связан с педалью, его замену необходимо проводить в следующем порядке. Выключить зажигание. Осторожно отжать фиксирующую лапку (1, рис. 3.164) вниз и снять модуль (2) падали акселератора сбоку.

Отсоединить ШС от модуля педали акселератора и снять датчик положения педали акселератора.
Установку датчика положения педали акселератора следует проводить в обратном порядке.
Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен под выпускным коллектором в головке блока цилиндров, рядом с 6-м цилиндром и его замену необходимо проводить в следующем порядке. Выключить зажигание и снять впускной коллектор. Отсоединить ШС (1, рис. 3.165) и вывернуть датчик температуры охлаждающей жидкости.

Установку датчика температуры следует проводить в обратном порядке, при этом необходимо вернуть датчик температуры и затянуть его моментом 13 Н.м (1,3 кгс.м). Собрать двигатель, проверить уровень охпаждающей жидкости и, при необходимости, восстановить его.

Замена клапана регулировки холостого хода. Клапан холостого хода (14, см. рис. 3.18) установлен под впускным коллектором, непосредственно над дроссельной заслонкой. Замену клапана регулировки холостого хода необходимо проводить в следующем порядке. Выключить зажигание и отсоединить «-» клемму от АБ. Снять всасывающий шланг между корпусом воздушного фильтра и корпусом дроссельной заслонки. Отсоединить ШС от резонансного клапана (18) и от клапана регулировки холостого хода (14).

Будет полезно:  Замена топливного фильтра на BMW Z3 своими руками – Инструкции по замене топливного фильтра на авто BMW Z3

• Вывернуть болт крепления кабельной коробки и болты держателя (13) клапана холостого хода. Вынуть клапан холостого хода из впускного коллектора вместе с кронштейном.
• Вынуть клапан (2, рис. 3.166) холостого хода из резинового кронштейна (4). Уплотнительная прокладка (1) между клапаном (2) холостого хода и впускным коллектором подлежит обязательной замене. При замене прокладку устанавливать первоначально на впускной коллектор.
• Для облегчения монтажа клапана холостого хода смазать внутреннюю сторону уплотнителя смазкой для облегчения скольжения.

Замену реле топливного насоса необходимо проводить в следующем порядке. Считать информацию из ЗУ неисправностей ЭБУ-КСУД системы DME, выключить зажигание. Открыть перчаточный ящик и снять его.

• Вывернуть винты и снять блок предохранителей движением вниз (не отсоединяя ШС).
• Снять реле (1, рис. 3.167) топливного насоса.

После снятия реле топливного насоса, при повороте ключа зажигания в положение запуска, топливный насос не включается и двигатель не запускается.

Установку реле топливного насоса следует проводить в обратном порядке, при этом необходимо считать информацию из ЗУ неисправностей ЭБУ-КСУД системы DME. Проверить записанные сообщения о неисправностях. Устранить неисправности и стереть информацию из ЗУ неисправностей.

Снятие и установка блока управления DME БМВ 5 Е39

Снятие и установка блока управления DME

Каждый блок управления запрограммирован определенными значениями. Блок управления в зависимости от состояния двигателя получает от датчиков различные данные. Эти значения сравниваются со значениями, содержащимися в памяти блока. На основании сравнения блок выдает соответствующие управляющие команды. В блок можно вводить новые значения, т.е. “обучать” его.

Если блок управления более одного часа не получает питания (снят или отключена аккумуляторная батарея), то данные, полученные в результате обучения, теряются.

При повторном пуске в эксплуатацию блока или установке нового в систему необходимо ввести новые данные. Этот процесс после запуска может привести к неустойчивой работе двигателя и помехам при движении в режиме принудительного холостого хода. Необходимо несколько минут проехать на автомобиле с переменой скоростью, чтобы все значения в блоке отрегулировались в соответствие с состоянием двигателя.

После установки нового блока управления его необходимо закодировать и запрограммировать, что выполняется фирмой BMW. Для этого необходим специальный прибор диагностики/ввода. Если это возможно, проедьте на автомобиле со старым блоком управления и затем на разогретый двигатель установите новый прибор. Это ускоряет процесс настройки блока.

1. При снятии блока управления рекомендуется вывести значения из памяти неисправностей на СТО BMW. Это позволяет выявить неисправности, обратитесь к Разделу Память неисправностей.

2. Отсоедините кабель массы аккумуляторной батареи. Батарея находится в багажнике позади правой боковой облицовки.

Необходимо соблюдать указания, приведенные в Разделе Снятие и установка аккумуляторной батареи

3. Снимите коробку фильтра в двигательном отсеке позади справа, чтобы можно было добраться до коробки электроники, обратитесь к Разделу Снятие и установка привода стеклоочистителя/крышки.

4. Отверните болты крепления и отсоедините крышку от блока предохранителей.

5. Расстыкуйте штекерное соединение, раскрыв зажим. Обратитесь к сопроводительной иллюстрации.

1 — блок управления DME;
2 — шахта блока управления автоматической трансмиссией

6. Выньте блок управления из зажимов. Болты крепления зажимов отворачивать не следует.

На автомобилях с АТ около блока управления DME находится еще один блок.

1. При покупке нового блока управления необходимо знать номер и кодировку старого. Для этого рекомендуется взять его с собой.
2. Вставьте блок управления, состыкуйте штекерное соединение. Закройте стопор соединения.
3. Установите крышки.
4. Установите аккумуляторную батарею.
5. Если блок управления более одного часа был обесточен или устанавливается новый блок: Прогрейте двигатель до рабочей температуры. Проедьте около 10 мин с переменной скоростью. При этом блок управления получит необходимые данные.

BMW 5 series 530i OEM › Logbook › 17.07.2014 – замена переднего датчика дорожного просвета

На первом техосмотре после покупки машины выяснилось, что у меня не работает автоматический корректор фар, который обязателен для всех машин с «ксеноном». «Виновником торжества» оказался поврежденный передний датчик дорожного просвета – у него была обломана проушина на рычаге и отсутствовала тяга, соединяющая датчик с рычагом подвески.

Я начал поиски датчика с обзванивания разборок. И тут мне, как я думал, повезло – на одной из разборок мне предложили новый датчик вместе с тягой за 40 евро. Работник разборки в свое время купил его для своей BMW, но поставить не успел – продал машину. Я с радостью согласился его купить. Однако при установке выяснилось, что этот датчик не подходит – у меня машина с заниженной M-подвеской, для которой инженеры BMW решили использовать свой собственный датчик, а не просто изменить длину тяги. При этом они применили защиту от дурака и «колхоза» — каждый датчик имеет свой собственный разъем, так что подключить «неродной» датчик просто не получится.

В итоге мне пришлось еще раз купить датчик, сверяясь по VIN. Вторая попытка мне обошлась в 84 евро. Но в этот раз датчик был успешно прикручен на свое законное место, а фары при включении зажигания стали делать «кивок», сообщая об исправном корректоре. Однако в последнее время это происходит не всегда – умирают регулировочные элементы в самих фарах, это – известная проблема BMW E39. В будущем придется озаботиться решением этого вопроса.

Price tag: 84 € Mileage: 408520 km

FakeHeader

Recommendations

Comments 22

У меня вроде с корректором проблем не было, да и быть уже не может ))
А регулировочные элементы на фарах дорого обойдутся?

Сами регулировочные элементы для BMW E39 стоят копейки. Но есть один нюанс — официально BMW продает детали только для доресталинговых фар. Потому что после рестайлинга фары стали неразборными. Чтобы добраться до этих фигулин, приходится или нагревать фару в духовке, или Дремелем выпиливать “стекло” фары, а потом приклеивать его обратно. В общем, геморрой еще тот.

Народ пытается решить эту проблему за BMW и самостоятельно модернизирует конструкцию — я видел фотографии регулировочных элементов, отлитых из металла. Чтобы поменять раз и на всегда. Однако немцам куда выгодней продавать фары в сборе по 1100 евро за комплект.

Ну да, 1 100 за комплект не плохо так…

Ага, если назвался груздем, в смысле купил старый немецкий премиум, то безумству храбрых споем мы песню.

Я продал свою, а теперь пускаю слюни на более свежих немцев годов 2010 но там цены на обслугу тоже не радуют )))

В обслуге старый премиум остается все тем же премиумом, что и тогда, когда был новым. Я специально искал машину без потенциального геморроя: бензиновый двигатель без турбины/непосредственного впрыска, с ручной коробкой и моноприводом (поэтому и не стал брать X5). Это уберегло меня от долгого тантрического секса, но свою порцию танцев с бубном я все равно получил. Впрочем, мой бывший сосед, даром, что работник автосервиса, купил себе Mercedes-Benz W220 c, фанфары, пневмоподвеской — и этим все сказано. Другой мой сосед, профессиональный водитель, имел регулярный совместный досуг со своим дизельным Opel Zafira — то клапан EGR чистит, то ТНВД в Силламяэ везет. Выручала его вторая машина — бензиновый Passat B3. В общем, я в отрочестве тоже был заочным поклонником высокоэффективных и технически изощренных конструкций, но жизненный опыт привел меня к мысли, что место таким конструкциям — на гоночных трассах и в музеях. А для каждодневного перемещения в пространстве надо иметь что-то простое и надежное. Чтобы гарантированно тебя довезла до точки назначения. Пока у меня хорошее впечатление от японских машин — приглядываюсь к ним. Но только приглядываюсь — буду на своем облизанном со всех сторон любимом ведре ездить, пока он способен к самостоятельному передвижению. Пусть отбивает вложения.

Чем сложнее и технологичнее конструкция тем больше вероятности поломки и сложный, дорогостоящий ремонт гарантирован, с этим я полностью согласен. Так же искал атмо а не турбу и максимально надежный автомат )
Ну я катаюсь на старом японце, с теплом вспоминаю немцев, что будет дальше посмотрим, пока ничего сказать не могу.
А твоя машинка, будет еще долго бегать, я почему-то в этом уверен!

Да, вылезать из немецкого кресла трудно :). Я как-нибудь в деталях опишу отдельным постом свой опыт от езды на японском и немецком автопроме.

Насчет долгой жизни — очень бы хотелось на это надеяться. Каждый раз, когда приходится делать серьезное денежное вливание в машину (а недавно я капитально похоронил там денег — небольшой такой тизер, stay tuned), я с содроганием думаю, не вывалится ли из машины в ближайшем будущем двигатель и не отъедет ли коробка.

была тоже отломаная проушина, востановили с помощью листового алюминия. Все круто работает!

Мы пытались проверить работоспособность датчика перед заменой — подняли машину на подъемнике, я завел двигатель, мастер снизу рукой шевелил рычаг переднего датчика. Никакой реакции у машины не последовало.

Ну значит ему вообще конец пришел )

Добрый вечер! А этот приобретенный датчик что с ним?

Первый датчик, который не подошел, лежит теперь в коробке с запчастями как напоминание, что все детали надо покупать по VIN.

Он вместе с тягами? Если продавали то я бы взял.У меня также лапка сломана и тяг нет.А датчик сам в рабочем состоянии.

Заглянул в ящик с запчастями, а там только фирменная коробка от датчика, сам датчик с тягой куда-то уже засунут :(.

датчик исправен, если фары шевелятся при включении света?

фары будут шевелиться даже если оба датчика не исправны.

а для чего они вообще шевелятся?

датчик исправен, если фары шевелятся при включении света?

Как мне объяснили на техосмотре, “кивок” фар при включении зажигания — индикация, что корректор исправен. Машина специально опускает-поднимает свет, чтобы дать знать хозяину (а также проверяющему), что все в порядке.

Ремонт и замена датчиков на BMW 5er своими руками – Инструкции по ремонту и замене датчиков на авто BMW 5er

ЗАМЕНА ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА М52

1. Нам понадобится: ключ на 8 и на 10, отвертка + , отвертка -, шестигранник (точно не помню какой из), тара (бутылка от омывайки срезанная,например)
2. Бензофильтр находится прямо под водительским сидением и спрятан в пластиковую защиту, она крепится гайкой и парой шурупов. Откручиваем шурупы, затем гайку, снимаем пластиковое ушко со стержня на который крепится гайка.
3. Так как мне было лень откручивать защиту целиком, я соорудил из подручных деталек распорку, которая придерживала защиту.
4. Бензофильттр крепится одним болтом по центру, выкручиваем его.
5. Откручиваем хомуты с боков и аккуратно начинаем стягивать шланги с фильтра, бенз в шлангах под давением так что неспеша, подставив баклашку под струю, сливаем бензин. На выходе получилось около полулитра. Можно конечно вытащить предохранитель бензонасоса и бензин сгорит, машина заглохнет и там все будет пусто, но легких путей не ищем, да и когда еще испачкаешься как следует)
6. Слив бензин, устанавливаем новый бензонасос стрелкой в сторону мотора. не перепутайте направление движения топлива .

З.Ы. еще отпугивайте соседей по гаражам, заходящих с сигаретой и вопросом – А чо это вы тут делаете?)

Вся процедура заняла полчаса, я поменял Бош на Бош, результатом доволен , чуть изменилась динамика и теперь я точно уверен что фильтр у меня работоспособный и не влияет на остальные косяки)

Ах да, цена вопроса 401 р. 16 коп. , час ямы 100рублей)

ЗАМЕНА ТЯГИ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ

С этой проблемой рано или поздно сталкиваются все владельцы е39. У меня соскакивала пару раз из-за выработки в месте крепления шарнира, туда попадает вода от омывателя ну и смываемая грязь, вот решил устранить проблему. Тяга стоит порядка 500р., работы минут на 20.

ЗАМЕНА МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ И ВОЗДУШНОГО ФИЛЬТРА М57

Думаю, что многие меняли, но все же для к FAQ дополнение.
Схема простая и идентична для двигателя М50-М54.

ЗАМЕНА ЖИДКОСТИ И ПРОКАЧКА ГУР (без фото)

Замена жидкости в ГУР:
1. Откручиваешь хомут на одном из шлангов (желательно на обратном (он будет показан стрелочкой на бочке)) и сливаем жидкость в заранее подготовленную тару (в ведро например)
2. Ждем пока жидкость перестанет сливаться, затем НЕ ЗАВОДЯ двигатель вращаем руль влево-вправо до упора; вращать нужно до тех пор пока из шланга будет выходить жидкость; поэтому желательно иметь помощника
3. Одеваем шланг, заливаем новую жидкость до максима (максимальной отметки на щупе) и прокачиваем (см. ниже)
4. Опять сливаем как показано выше (в шаге 1 – 3). Можно обойтись без этого шага при условии что жидкость была не сильно грязной и бачек еще не требует замены.
5. Снимаем старый бачек и ставим новый (если применимо)
6. Одеваем шланг, заливаем новую жидкость и прокачиваем (см. ниже)
7. Проверяем шланги на подтеки (особенно тот с которого снимался хомут)
8. После замены необходимо следить за уровнем жидкости в ГУР несколько дней, при необходимости доливать

Прокачка:
1. Заливаем жидкости до максимальной отметки на щупе
2. Вращаем руль влево-вправо до упора (на ЗАГЛУШЕННОМ ДВИГАТЕЛЕ) по 2-3 раза в каждую сторону (уровень жидкости может упасть, в этом случае необходимо долить жидкости до максимальной отметки на щупе)
3. Повторяем шаг 1 и 2 до тех пор пока не пропадут пузырьки в бачке и жидкость перестанет уходить
4. Заводим двигатель и повторяем шаг 3 на заведенном двигателе
5. Доливаем жидкость до максимальной отметки на щупе

BMW 5 E60-E61 2003-2010. Руководство по ремонту

бесплатное электронное руководство

  • Currently 4.21/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

4.2 из 5 (138 )

Автомануал по ремонту BMW 5 в электронном виде. Руководство будет всегда под рукой во время обслуживания и ремонта автомобиля, для этого его достаточно бесплатно скачать на планшет или телефон в формате pdf.

Перед использованием автомануала проверьте соответствие года выпуска и двигателя автомобиля.

Язык: русский

Формат: pdf

Размер: 423.6 Mb

Файл скачан 570 раз(а)

Где находится файл?

Книга BMW 5 E60-E61 2003-2010. Руководство по ремонту находится на нашем сервере в формате pdf.

Хранилище надежно изолировано от вирусных угроз, обладает высокой пропускной способностью и круглосуточно обеспечивает возможность бесплатной загрузки файла

Как скачать книгу?

Для скачивания книги необходимо перейти по ссылке Скачать, подтвердить ознакомление с условиями использования и загрузить файл на ваше устройство.

Если у вас возникнут трудности – воспользуйтесь формой обратной связи. Мы постараемся решить проблему и ответить вам как можно быстрее.

Это бесплатно?

Любой наш посетитель может бесплатно скачать книгу BMW 5 E60-E61 2003-2010. Руководство по ремонту. Для этого не требуется никаких дополнительных действий, кроме непосредственной загрузки файла.

Подробнее о том, как скачать книгу по ремонту BMW 5 бесплатно.

Книга по ремонту BMW 5 бесплатно в формате pdf

BMW 5 E60-E61 2003-2010. Руководство по ремонту

Эксплуатация любого автомобиля BMW 5 невозможна без знаний его устройства, особенностей обслуживания и ремонта. Не имеет значения, кем будут производиться необходимые работы, – каждый водитель просто обязан знать элементарные процедуры ухода и устранения неполадок.

Книга по ремонту BMW 5 содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.

Руководство по ремонту BMW 5 разделено на главы:
Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля);
Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения);
Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге);
Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания);
Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта BMW 5);
Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы BMW 5).

Любая из процедур ремонта BMW 5 приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.

Все материалы книги основаны на конкретном опыте, полученном в процессе полной разборки и сборки BMW 5 высококвалифицированными автомеханиками.

Книга “BMW 5 E60-E61 2003-2010. Руководство по ремонту” необходима, чтобы диагностика и ремонт BMW 5 могли быть сделаны профессионально и быстро даже владельцем автомобиля, который ещё имеет мало практического опыта.

Бесплатно скачать руководство по ремонту BMW 5 Вы можете в формате pdf. Его достаточно закачать в свой телефон либо планшет и в любой ситуации на дороге Вы сможете им воспользоваться.

BMW 5 E60-E61 2003-2010. Руководство по ремонту

скачайте книгу по ремонту BMW 5 бесплатно и используйте ее на любом устройстве

формат pdf, размер 423.6 Mb

Файл скачан 570 раз(а)

Как первым узнать про новые книги и журналы?

Подпишитесь на рассылку и мы отправим Вам письмо после обновления каталогов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector