Ремонт и замена вентилятора охлаждения двигателя на Dodge своими руками – Инструкции по ремонту и замене вентилятора охлаждения двигателя на авто Dodge

Вентилятор радиатора Додж Джорни / Фиат Фримонт

Вентилятор радиатора Додж Джорни

Вентилятор Додж Джорни – первый подозреваемый в случае перегрева автомобиля. Да, нужно проверять термостаты, пробку на расширительном бачке и электрику, но это не Калибр, где сразу же начинаешь целиться в сторону блока реле и в девяти случаях из десяти попадаешь сразу в цель.

Заглядываем в блок предохранителей, который прячется под капотом по водительской стороне. Сверяемся со схемой и проверяем работу реле. В полевых условиях можно сделать проще, поменяв его местами с соседним. На всякий случай, а вдруг дело в нём.

Блок реле и предохранителей Додж Джорни

В условиях сервиса проще снять разъём с вентилятора радиатора Додж Джорни, активировать вентилятор через сканер и проверить напряжение на проводах. В нашем случае оно появлялось при каждой активации, на чём мы свернули диагностику и пошли общаться с владельцем. Быстрый вариант – купить новый вентилятор у партнёров в ближайшем магазине, до которого идти меньше минуты, медленный вариант – снять вентилятор, разобраться кто виноват и починить его.

Москва живёт по принципу «время = деньги», так что через 10 минут вентилятор лежал рядом с подъёмником и работа закипела. Глобально нам мешают всего два элемента: корпус воздушного фильтра и бачок с омывающей жидкостью.

Убираем кожух воздушного фильтра

Убираем обе преграды и быстро снимаем старый вентилятор. Распаковываем новый узел, любуемся качеством и продуманностью упаковки, но не торопимся его устанавливать.

Вентилятор радиатора Додж Джорни

На всякий случай подключаем новый вентилятор к системе и запускаем через сканер. Вжжжжух! Всё работает!

Всего четыре болта и вентилятор на месте. Как видите, работа не сложная, для неё не нужны специальные условия, достаточно минимального набора инструментов.

Устанавливаем новый вентилятор

Машина готова к выдаче, владелец уже на низком старте – его работа напрямую зависит от машины. Спрашиваем что делать с вентилятором. «Оставьте его себе, потом расскажете что случилось». Нас упрашивать не надо, дай добраться до сути. Вскрываем и внимательно сморим на коллектор. Так себе состояние, явно потёрт жизнью щётками, о чем говорят борозды и обилие графита.

Коллектор двигателя вентилятора Додж Джорни

Смотрим на щёточный узел… Эй, минуточку, а где сами щётки? Какие-то огрызки с кусками медных проводов. Видите размер корпуса щётки? Вот такая она по длине с завода.

Щёточный узел двигателя вентилятора охлаждения

Для полноты картины специально делаем крупный план. Ничего удивительного, что электродвигатель вентилятора не запускался, это словно ехать на автомобиле без колёс.

Крайний износ щёток двигателя вентилятора

Задняя крышка двигателя в характерном чёрном налёте, это графит, из которого делают щётки.

Графитовая пыль – результат износа щёток

По сути весь ремонт упирается в замену щёток, их не так сложно найти в мастерских по ремонту генераторов, да и стоят они много меньше узла в сборе. Если вы не торопитесь на работу и не летите на всех парах в долгожданный отпуск, можно существенно сократить расходы на ремонт.

Тема: Вентилятор охлаждения. Диагностика, снятие, ремонт.

Опции темы
Поиск по теме

Golf Регистрация 03.11.2004 Адрес Россия, Москва, СЗАО Возраст 44 Сообщений 584

Спасибо:
Получено: 4
Отправлено: 0

Вентилятор охлаждения. Диагностика, снятие, ремонт.

Отчет о ремонте вентилятора системы охлаждения
Вступление.
Выполнение данных работ вполне доступно для человека, обладающими средними слесарными навыками и занимает примерно 2 часа, причем собственно ремонт вентилятора был сделан за 15 минут. Основными проблемами при проведении работ явились: незнание конструктива крепления вентилятора и комары.

Техническое описание и диагностика.
Электрический вентилятор системы охлаждения, установленный на автомобиле VW Passat B5 с двигателем AEB, является вспомогательным для охлаждения двигателя и основным для охлаждения конденсора кондиционера. Мощность вентилятора на моей машине – 300 Вт. Производитель – Gate. Электродвигатель односкоростной, две скорости вращения реализованы с помощью включения через дополнительный резистор, или напрямую. Неисправность вентилятора при езде в условиях города Москвы при температуре наружного воздуха от -10 до 25 град.С не вызывает перегрева двигателя, и может долго оставаться незамеченной, при нормальном состоянии остальных частей системы охлаждения. Проблемы появляются при долгой стоянке в пробке с работающим кондиционером, и выражаются в повышении температуры двигателя и/или сигнале о неисправности кондиционера (высокое давление конденсации), что и произошло со мной. Избавившись от перегрева выключением кондиционера и включением печки (прямо как в ТАЗике) я стал размышлять о возможных причинах:
1. Отказ вентилятора.
2. Загрязнение радиатора.
3. Неисправность термостата.
Проверка работы вентилятора не составляет труда – достаточно включить кондиционер на мин. температуру в режиме AUTO – вентилятор должен работать. При отсутствии кондиционера можно погонять мотор на стоянке до превышения нормальной температуры или замкнуть клеммы на датчике температуры. Если вентилятор не включается, как было у меня, значит, у вас есть работа.

Необходимый инструмент и материалы.
1. Тестер.
2. Клещи-пассатижы.
3. Крестовая отвертка.
4. Головки на 10 и на 8.
5. Пластиковые кабельные стяжки.
6. Легкий молоток.
7. Отрезки проводов.
8. Кусачки.
Этот набор использовал я, при наличии смекалки, можно использовать что-то еще вместо отсутствующего.

Порядок работ.
Первой задачей было определение неисправности. Рассматривались следующие причины в порядке убывания вероятности.
1. Отказ двигателя вентилятора.
2. Отказ датчика температуры.
3. Обрыв провода.
4. Перегорание предохранителя.
5. Отказ реле.
Проверку было решено начать с вентилятора, потому что это проще всего и на них есть жалобы на форуме. Коротко скажу, что датчик нужно прозванивать или на машине, или, выкрутив и вскипятив, предохранители просто так не перегорают, а обрыв провода это вообще отдельная песня.
Для проверки вентилятора необходимо снять кожух бачка гидроусилителя, найти разъем с двумя толстыми проводами (один коричневый – “минус”, другой, красно-черный – “плюс”) и разъединить его. На нижний разъем с клеммами папа нужно подать 12В. Если вентилятор закрутился, значит, придется искать дальше, если нет, то будем снимать.
Снятие вентилятора подробно описано в другой статье на форуме клуба passatworld.ru, но я ее не читал, поэтому повторюсь.
Необходимо снять
• Кожух воздушного фильтра
• Воздуховод от воздухозаборника до фильтра
• Воздухозаборник, отвернув два самореза сверху
• Кожух двигателя
• Верхнюю крышку ремня ГРМ.
Про последнюю хочется сказать особо. Обычно я с уважением отношусь к творениям немецких инженеров, но тому немцу, который спроектировал эту крышку, я бы сказал:
“Ганс! Это был не твой день”.
В общем я пришел к следующей методике ее снятия/установки: осторожно, но решительно натягиваем толстый шланг на крышку головки блока слева, затем справа, затем повторяет эту операцию с тонкой трубочкой. После отщелкиваем две пружинных скобы, и снимаем верхнюю крышку ремня ГРМ, поворачивая и так, и сяк, чтобы ничего от нее не отломать.
Теперь можно снимать вентилятор вместе с его кожухом. Он закреплен на кожухе радиатора с помощью Г-образных фиксаторов, и чтобы его снять, нужно провернуть его против часовой стрелки миллиметров на 15, если смотреть со стороны двигателя. У меня сделать это сразу мешали саморез у верхней левой опоры электродвигателя и пластмассовый фиксатор у левой нижней опоры. Саморез я выкрутил, а фиксатор надо отжимать пальцем в направлении по часовой стрелке, и одновременно проворачивать кожух двигателя для снятия. У меня фиксатор был отломан соседом, пока я смотрел в книжке, что же еще мешает снять вентилятор. Я его сердечно поблагодарил за помощь и продолжил работать один, думаю, что для фиксации вентилятора вполне достаточно только самореза.
Далее необходимо откусить все одноразовые кабельные стяжки и осторожно вывести провод вентилятора из многоразовых. Две многоразовые стяжки расположены под разъемом, под радиатором провод проходит в G-образных держателях, доступ к которым можно получить снизу, сняв защиту моторного отсека, я этого делать не стал, а просто протащил провод к вентилятору, насколько позволила длина. В опоре двигателя стоит П-образный фиксатор, который отщелкиваем отверткой. Теперь извлекаем электродвигатель с кожухом и разделяем их открутив 3 гайки на 10.
Теперь собственно ремонт двигателя. Пассатижами сжимаем 6 креплений задней крышки двигателя, стараясь не отломать. Затем, поддеваем крышку плоской отверткой с разных сторон и снимаем крышку с двигателя. Внутри расположены 4 щетки, 3 из которых, у меня были заклинены песком. Восстанавливаем подвижность щеток, двигая их взад-вперед в продольном направлении. Осторожно! Щетки хрупкие. На моей машине с пробегом 170000, щетки были изношены примерно наполовину, в случае сильного износа, можно попробовать подобрать похожие по размеру и обточить их. Задний подшипник скольжения – бронзовый, был абсолютно сухой. Я слегка смазал его «Литолом». Доступ к переднему подшипнику можно получить, отвинтив крыльчатку вентилятора. Я этого сделать не смог, но особо не упирался, т.к. его состояние не вызывало у меня подозрений. Итак, единственная причина, по которой нужно заменять вентилятор – это обрыв, или КЗ обмоток якоря электродвигателя.
Очистив внутренности двигателя от песка и грязи, можно приступать к сборке. Осторожно надеваем узел со щетками на коллектор якоря, поочередно отжимая щетки пальцем, одну за другой. Не нужно прикладывать больших усилий, щетки хрупкие. Затем надеваем заднюю крышку и осаживаем легкими ударами молотка до посадки на исходное место, после этого частыми постукиваниями расклепываем остатки креплений до плоского состояния. Второго ремонта такой способ крепления не переживет, но при необходимости узел можно сделать разборным, закрепив заднюю крышку на корпусе мелкими саморезами (типа компьтерных). На этом этапе желательно проверить работу вентилятора, подав на него 12 вольт, берегите пальцы.
Дальнейшую сборку производим в обратной последовательности, особенно тщательно установив на место верхнюю крышку ремня ГРМ, нужно убедится, что она села правильно. Откусанные кабельные стяжки заменяем новыми, провод прокладываем, избегая сильного натяжения и резких изломов. Собрав все воедино, убеждаемся в отсутствии «лишних» деталей и производим окончательную проверку работы на машине.

Будет полезно:  Ремонт и замена датчика распредвала на Dodge своими руками – Инструкции по ремонту и замене датчика распредвала на авто Dodge

Выводы.
Электродвигатель вентилятора является простым и надежным устройством, и основной причиной его отказа является грязь, попадающая внутрь. Потратив немного времени, можно вполне продлить ему жизнь и сэкономить 120-150$.

Диагностика и ремонт вентилятора охлаждения своими руками

Вентилятор системы охлаждения двигателя является неотъемлемой частью в процессе бесперебойной работы.
В случае поломки вентилятора двигатель перегревается, что может привести к выходу его из строя.

Так как ремонт любых элементов автомобиля процедура зачастую не дешёвая, многие предпочитают делать это собственноручно. На наше счастье проблем с запчастями, на сегодняшний день, нет. Омрачить процесс ремонта может только срок доставки деталей, если речь идет о автомобилях иностранного производства.

Выход из строя вентилятора – это проблема не шуточная . Если выявить ее своевременно, спасет легкий ремонт. Если проблема возникла на трассе и двигатель закипел – последствия могут обойтись довольно дорого.

В этом случае рекомендуется долить в систему охлаждения, хотя бы чистой воды и двигаться к месту устранения поломки на средних оборотах двигателя, внимательно следя за датчиком температуры. В случае если придется останавливаться, например на светофорах, двигатель лучше глушить.

Причин выхода из строя вентилятора может быть множество – это и элементарная выработка ресурса мотора вентилятора, или же муфты включения, обрыв лопастей, окисление контактов, обрыв в электропроводки, но, первым делом стоит проверять предохранитель и реле включения вентилятора.

Если Вы все же обратились на СТО, не спешите соглашаться на замену всего что вам укажут , поскольку для любой станции очень выгодно поменять максимум деталей на Вашем автомобиле.

А лучше всего проведите диагностику и ремонт СВОИМИ РУКАМИ .

– первым делом, проверьте предохранитель. Для этого воспользуйтесь обозначениями на внутренней стороне крышки блока предохранителей.

– проверьте и почистите все контакты в электроцепи вентилятора.

– проверьте датчик включения вентилятора. Он находится либо в радиаторе, либо в охлаждающей магистрали. Для этого снимите с него разъем и при включенном зажигании замкните контакты в разъеме.

Будет полезно:  Ремонт и замена ГБЦ на Dodge своими руками – Инструкции по ремонту и замене ГБЦ на авто Dodge

Если при этом Вы услышите характерный щелчок реле и вентилятор заработает – значит вышел из строя датчик включения.

Если при замыкании вентилятор не включился – проблема либо в реле, либо в электромоторе вентилятора.

Если реле стоит очень дешево и, чтобы исключить эту неисправность, его можно попросту поменять, то новый электромотор может обойтись довольно дорого .

Не спешите огорчаться.

Возьмите два любых провода, подсоедините их напрямую к разъему вентилятора и к аккумулятору, соблюдая полярность (черный провод всегда минусовой)

Если и при этом вентилятор не подает признаков жизни, демонтируйте его (делается это элементарно – вентилятор вместе с дифузором крепится к передней части автомобиля или к радиатору 4-мя – 8-ю гайками)

Разберите электромотор, аккуратно почистите его от пыли, грязи и окислений, замените контактные щетки смажте подшипник маслом (моторным или трансмиссионным) и визуально осмотрите ротор и статор на предмет обрыва обмотки.

Соберите электродвигатель в обратной последовательности. Перед установкой на автомобиль проверьте его работу на аккумуляторе.

В случае если и после проведенных процедур электромотор не заработал , значит налицо обрыв в обмотке .

Здесь перед вами становится выбор – сравните стоимость нового электромотора и услуг электрика по реанимации старого и сделайте для себя вывод, какой вариант более выгоден для Вас .

Любая неисправность автомобиля – это дополнительные расходы , но не стоит расстраиваться и уж тем более сразу же обращаться на станции тех обслуживания, пытающимся любой ценой заставить Вас выложить как можно больше денег.

Без преувеличения 70% работ по обслуживанию и ремонту автомобиля Вы можете выполнить СВОИМИ РУКАМИ , оставив солидные суммы денег в бюджете Вашей семьи.

Фотоотчет Замена вентилятора системы охлаждения Фольксваген Пассат Б5

Admin

Создатель сайта

Замена вентилятора радиатора системы охлаждения на VW Passat B5

В данной статье рассматриваются процесс замены вентилятора радиатора системы охлаждения на VW Passat B5, и как следствие описан порядок снятия “морды лица”. Для справки: без снятия переднего бампера здесь не обойтись, поэтому проведение данной операции полезно совместить с чем-либо еще (замена ремня ГРМ, решетки радиатора..)..

Эта статья не является ни прямым руководством к действию, ни технической документацией по обслуживанию авто VAG Group, ни инструкцией. Материал написан на “моём видении” и опыте эксплуатации и обслуживания авто, примите это как повод к размышлению.

Подопытным авто являлся VW Passat B5 (97г.в.).

Предистория
На этом авто лопнул обод вентирятора, далее процесс его разрушения плавно “пошел” дальше. Как обычно бывает, неисправность была замечена не сразу, настораживали только большие куски пластмасы под капотом Так продолжалось до тех пор, пока несколько лопастей не разрушились полностью и появился дисбаланс, что проявилось на ХХ (движок стало слегка “подкалбашивать”).

Диагностика неисправности
Определить эту неисправность просто – визуальный осмотр вентилятора. Не думаю, что сложно бросить взгляд на вентилятор при проверке уровня масла. или как следствие этой неисправности – нарушение ХХ, но это проявляется незначительно и заметить довольно сложно “неискушенному” взору.

отвертка с плоским жалом;
“трещетку” ( для быстрого откручивания-закручивания);
“маленький” удлинитель;
динамометрический ключ с моментом затяжки 10 Н/м;
пассатижи;
“торксы” Т20 и Т25;
шестигранник на 6;
насадку “крестик” (или крестовую отвертку);
шуруповёрт, для убыстрения операции;
плотный полиэтиленовый пакет, необходимо частично слить ОЖ;

Необходимое время
Для замены потребуется частично слить ОЖ, снять передний бампер, “освободить” радиатор. Необходимое время от 1часа до 2, с учётом того, что процесс снятия “морды лица” Вам знаком.

Бампер
– снимаем патрубок забора воздуха (между корпусом воздушного фильтра и передней панелью кузова). Необходимо для обеспечения доступа к креплению повторителя поворота, который в свою очередь закрывает доступ к точке крепления переднего бампера.
– “освобождаем язычок” открывания капота. Фиксирующая скобка откидывается наверх, “язычок” надет на двухсторонний штифт, аккуратно разжимая лапки снимаем его со штифта

– отворачиваем “торксы” верхних креплений бампера, 3 центральных

– снимаем оба повторителя поворота, крепление осуществляется за счет натяжной пружины и направляющих.

Освобождаем пружину и плавненько сдвигаем повторитель вперед, не сломайте направляющие, отсоединяем эл.разьём.
– отворачиваем боковые “торксы” крепления бампера.

– крепления подкрылка к торцу бампера осуществляется 3-мя “торксами”

третий – вверху почти на уровне стыка бампера и крыла.
– теперь самое сложное: нужно отвернуть по одному “торксу” с каждой стороны в области стыка бамрера и крыла с внутренней стороны, доступ к нему закрыт подкрылком

Два варианта: снять подкрылок или же его отогнуть.
– отворачиваем 3 нижних “торкса”, крепящих бампер к передней панели снизу.
– аккуратно стягиваем бампер вперед (лучше проделать это с помощником и придерживать бампер за край, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие крыла).

Радиатор
– частично сливаем ОЖ (делать это только при невысокой температуре ОЖ), до уровня: чуть ниже верхнего фланца радиатора. Способов два: через сливное отвестие радиатора, либо через патрубок бачка ОЖ.

Для меня это предподчтительнее, поскольку при сливе через сливное отверстие нужен шланг определенного диаметра, ввиду того, к сливу трудно подобраться (примерно получается около 1.5-2 литров).
– снимаем верхний патрубок ОЖ от двигателя к радиатору. Со стороны двигателя это обычный самозажимной хомут,

со стороны радиатора “хитрое” крепление с защелкой.

Необходимо поднять защелку (лучше её вообще снять, для более легкого попадания WD-шки в стыки) и сдвинуть патрубок внутрь моторного отсека. Занятие не для слабонервных, поскольку детальки сделаны из пластика и присыхают намертво (видимо из-за перепадов температуры). На фланце радиатора есть направляюшие и патрубок должен двигаться по ним, мне пришлось отмачивать это соединиение VW-40, минут 15, с учетом того, что уже один раз я снимал этот патрубок на 68ккм (сейчас 120ккм).
– вынимаем верхние крепления радиатора к передней панели,

для этого необходимо прижать внутренний ” язычок” к центру и вынуть крепление.

– наклоняеем радиатор на максимально возможный угол для обеспечения доступа к вентилятору.

Замена вентилятора радиатора
Крыльчатка крепится к муфте 4-мя шестигранниками на 6.

Будет полезно:  Ремонт и замена картера на Dodge своими руками – Инструкции по ремонту и замене картера на авто Dodge

– отворачиваем их удерживая от проворачиввания крыльчатку рукой.
-снимаем “пропеллер”.
-устанавливаем новый, обращая внимание на его ориентацию,

на крыльчатке стрелками показаны крепёжные отверстия, они чуть сдвинуты к краю.

– затягиваем нужным моментом болтики крепления.

Сборка
Сборку производим в обратной последовательности:
– устанавливаем на место радиатор, его крепления просто вщёлкиваются обратно.
– патрубок радиатора.
– нижний патрубок бачка ОЖ (если снимался).
– при установке бампера желателен помошник, бампер берётся по бокам с двух сторон и плавно вдвигается на место.
– “торксы” крепления бампера: 3 снизу, 6 с торца, 4 по бокам (2 внутренних и 2 наружных под повторителями поворотов), 5 сверху.
– повторители поворотов.
– “язычок” открывания капота (проверьте правильность его установки прежде чем закрыть капот ).
– патрубок забора воздуха.
– долейте необходимое количество ОЖ.

Моменты затяжки
болтики крепления крыльчатки к муфте 10Н/м;

Советы
При покупке запчастей не покупайте первое попавшееся. В Кунцево “пропеллер” стоит от 800 до 1100, есть смысл походить 10 минут по рынку и сэкономить 300рублей.
При выполнии описанной операции обратите внимание на состояние муфты вентилятора, она должна вращаться без посторонних шумов.
При сливе ОЖ через сливное отверстие радиатора, проконтролиоуйте состояние резинового уплотнительного колечка сливной пробки.
Во время установки бампера на бойтесь нажать на него посильнее где это необходимо, для получения равномерных зазоров в стыке крыла и бампера.
После запуска двигателя дайте ему поработать на ХХ 3-5 минут и проверьте уровень ОЖ в расширительном бачке.
Старайтесь совместить операции по ремонту, если они требуют разбора одних и тех же компонентов (при замене “пропеллера” я поменял и решётку радиатора, оказывается, что тут скрыто много “подводных” камней. Об этом в следующей статье).

Выводы
Особых сложностей при проведении данной операции я не заметил.

Ремонт вентилятора системы охлаждения. Кипеть или не кипеть?

Ремонт вентилятора системы охлаждения. Кипеть или не кипеть?

Результат — более стабильный температурный режим двигателя. К тому же он быстрей прогревается после пуска, меньше расходует топлива. Включившийся электровентилятор вращается достаточно быстро даже при низких оборотах двигателя — и этим снижает риск перегрева при больших нагрузках в тяжелых дорожных условиях. Механический вентилятор в таких случаях не всегда эффективен.

Казалось бы, перечнем достоинств тему можно и закрыть, да качество электротехники не позволяет. Отказ вентилятора — дело рядовое, а последствия бывают впечатляющими: «вскипятив» двигатель, неопытный водитель нередко платит немалые деньги за ремонт. Некоторые даже сознательно отказывались от передовой системы в пользу надежного и бесхитростного привода ремнем.

В чем же главная причина капризов электровентилятора? Его мотор потребляет ток до 15–20 А, включаясь по команде датчика температуры охлаждающей жидкости в радиаторе (рис. 1). Чтобы большой ток не шел напрямую через нежные контакты датчика 1, в штатной конструкции применили разгрузочное реле 2. Решение естественное… но не безупречное — на российских автомобилях самым ненадежным элементом в системе охлаждения зарекомендовал себя как раз датчик температуры. Его контакты обгорают — и конец! И это, заметьте, при исправной работе разгрузочного реле.

Для объяснения ситуации придется вспомнить, что такое «ЭДС самоиндукции» или «противоиндукции». Забыли? Королеве Физике от этого ни холодно, ни жарко — явление есть. И оно работает… Тот, кто ездит на автомобиле с контактной системой зажигания, знает, как сильно обгорают тугоплавкие вольфрамовые контакты, хотя и разрывают сравнительно небольшой ток с напряжением не выше 14–14,5 В. Все дело в противоиндукции: в момент разрыва контактов исчезающее электромагнитное поле не только создает высокое напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания, необходимое для свечи, но и немалое, до 400 В, напряжение противоиндукции в первичной обмотке. Вот оно-то и «прожигает» контакты: каждое их размыкание не проходит бесследно — а за тысячу километров пути их накапливается около 4 миллионов. Результат — эрозия контактов. Система работает хуже и хуже.

Контакты датчика температуры срабатывают не с такой большой частотой, но зато сами гораздо слабей контактов прерывателя — ЭДС противоиндукции катушки вспомогательного реле в конце концов на них сказывается — они обгорают… И чем больше потрудился датчик температуры, тем выше вероятность отказа. Задавая себе шекспировский вопрос «кипеть или не кипеть?», водителю надо почаще глядеть на указатель температуры и прислушиваться к шуму под капотом. Но еще вернее — вовремя заменить старенький датчик, дабы зря не рисковать. Однако есть и другие возможности.

Первая: обзавестись каким-нибудь импортным датчиком включения вентилятора с тремя выходами — схема на рис. 2. Здесь уже нет разгрузочного реле. Электромотор включается постепенно — сначала через контакты 1 и 2 с добавочным резистором, а затем уже напрямую, через контакты 1 и 3. Результат — гораздо меньший эрозионный износ. Во многих случаях (при невысоких нагрузках на двигатель автомобиля) пара 1–3 почти не используется.

Второй вариант — на рис. 3: здесь мы сохраняем разгрузочное реле. Однако в цепи есть новый элемент — диод 4 (типа КД105 и близкие к нему. Выбираются из справочника по диодам). Диод можно впаять непосредственно в реле (так удобней). В момент разрыва контактов датчика 1 тлетворное влияние на них ЭДС самоиндукции исключено — ток через диод уходит на «массу».

Подобное применение диодов очень характерно для зарубежных автогигантов «Мерседес», БМВ и т.д. В последнее время в продаже стали появляться готовые колодочки под такие реле — уже с впаянными туда диодом и проводками. Дело лишь за автолюбителем и его фантазией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector