Ремонт и замена сажевого фильтра на Fiat своими руками – Инструкции по ремонту и замене сажевого фильтра на авто Fiat

Регенерация сажевого фильтра — ответы на вопросы

Такое устройство, как сажевый фильтр, имеется во всех дизельных авто, выпускаемых с 2011 года (а также на ряде моделей, выпущенных после 2000 года – тогда он еще не был обязательным элементом, но уже использовался некоторыми производителями автомобилей) на территориях стран, входящих в ВТО (стандарт «Евро-5», принятый Таможенным союзом).

Новый сажевый фильтр Сажевый фильтр после отработки

Главная задача такого элемента – максимально очистить выхлопные газы от вредных для окружающей среды примесей.

Использование сажевых фильтров позволило сократить содержание частиц сажи в выхлопе дизельных автомобилей практически на 100 % — если точнее, на 99,9 %.

Для чего нужен и как работает сажевый фильтр автомобиля

На текущий момент в автомобилях применяется два типа очистителей сажи:

Сажевый фильтр DPF (аббревиатура от слов Diesel Particulate Filte) для дизельного авто улавливает частицы сажи размером до 1 мкм, которые образуются в результате сгорания топлива. Такой фильтр отличается простотой устройства, но при этом требует регулярных действий по очистке (регенерации).

Фильтр типа FAP (сокращение французского выражения Filtre A Particules) представляет собой более сложное устройство, не требующее регулярного вмешательства. Регенерация (очищение) происходит здесь в автоматическом режиме.

Местоположение сажевого фильтра (см. рис. 1) – в системе выпуска отработанных газов, за каталитическим нейтрализатором. В некоторых случаях он также может быть объединен с нейтрализатором, и тогда его местоположение – прямо за выпускным коллектором.

Это место, где отработанные газы имеют наивысшую температуру. В таком варианте устройство называется «сажевый фильтр с каталитическим покрытием».

Средний ресурс сажевых фильтров рассчитан на пробег в 150 тыс. км. Но это европейский стандарт. На российском топливе, по отзывам владельцев и работников автосервисов, этот показатель снижается почти втрое.

В момент, когда бортовой компьютер выдаст ошибку, говорящую о том, что сажевый фильтр засорился, автовладельцу необходимо будет принять одно из следующих решений:

  1. Полная замена сажевого фильтра. Очень дорогостоящее мероприятие. Конечно, цена очень зависит от марки и модели авто, но в любом случае, это действие значительно дороже всех нижеперечисленных пунктов. К примеру, на BMW замена сажевого фильтра обойдется приблизительно в 1500 евро.
  2. Физическое удаление сажевого фильтра. Процедура тоже не из дешевых, и имеет ряд недостатков. Недостаточно просто взять и вырезать фильтр, заменив участком трубы. На данные, поступающие с датчиков сажевых фильтров, завязан ряд процедур бортового компьютера, а это значит, что необходимо будет заменить его прошивку. Замена прошивки не всегда происходит гладко, в ряде случаев возникают ошибки (ложные срабатывания индикации, другие проблемы с бортовым компьютером).
  3. Обман датчика сажевого фильтра. Заключается в установке отдельного прибора, который эмулирует нормальную работу датчиков (подделывает сигналы) или программное удаление сажевого фильтра из системы электронного блока управления. Эта процедура не освобождает владельца авто от очистки самого фильтра. Однако, значительно продлевает срок его работы или позволяет беспроблемно удалить сажевый фильтр с наименьшими ошибками в работе бортового компьютера.
  4. Регенерация. Наиболее правильная процедура, ведь удаление фильтра увеличивает выбросы вредных веществ в атмосферу, несмотря на то, что даже без данного элемента европейские автомобили успешно проходят технический осмотр по российским нормам. При этом стоимость регенерации фильтров остается приемлемой в сравнении с тем же удалением или заменой, хотя и требуют периодического повтора.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ
” alt=””>

Виды регенерации — способы очистки

По сути сажевый фильтр представляет собой емкость, заполненную веществом с пористой структурой (чаще всего используется керамика). При прохождении выхлопных газов через эти «соты» сажа и гарь оседают на порах наполнителя.

Со временем поры закупориваются и прохождение выхлопных газов затрудняется, что приводит к увеличению расхода топлива и снижению мощности двигателя, повышается риск возникновения различных неполадок.

Для восстановления свойств фильтра производится процедура регенерации, которая может быть двух типов:

  1. Активный. Очищение пор происходит за счет повышения температуры внутри фильтра до 600-1000 градусов Цельсия. При такой температуре сажа полностью сгорает.
  2. Пассивный. Здесь удаление сажи происходит также за счет ее сгорания, но протекает горение при температуре около 350°С (это нормальная температура отработанных газов дизеля). Для окисления сажи нужен специальный катализатор, понижающий температуру реакции – например, платина в фильтрах компании Volkswagen (те самые сажевые фильтры с каталитическим покрытием, которые упоминались ранее).

Активная регенерация требует выполнения специальных процедур со стороны автовладельца, а пассивная происходит без какого-либо участия водителя авто.

Если регенерация не имеет нужного эффекта, то всегда можно просто промыть фильтр. Промывка сажевого фильтра выполняется после его снятия с автомобиля. Агрегат помещают в специальный химический состав на некоторое время, а потом пропускают этот же состав через фильтр под давлением.

Как запустить регенерацию сажевого фильтра

Повысить температуру внутри сажевого фильтра для полного сгорания сажи можно одним из следующих способов (активная регенерация):

  1. Введение в топливную смесь специальных присадок (чаще всего на основе церия), которые при прохождении вместе с выхлопными газами продолжают гореть. При этом снятия самого узла автомобиля не требуется. Недостатком данного метода является его низкая эффективность – способ может дать положительный эффект только при начальном этапе загрязнения (не более 2000 – 3000 километров с момента срабатывания индикатора ошибки на панели бортового компьютера).
  2. Запуск особой процедуры работы двигателя через блок электронного управления авто. В этом случае снижается подача воздуха, топливо впрыскивается на такте выпуска (то есть попадает несгоревшим в систему отведения выхлопных газов). В отдельных моделях автомобилей применяются оригинальные технологии, например, дополнительно вводится присадка, или снижается отток сгоревших газов и т.п.

Если регенерация не помогает – необходим ремонт сажевого фильтра.

Его снимут, разберут и почистят вручную или полностью заменят в мастерской. Конечно, это можно сделать и своими руками, но лучше довериться специалистам.

Запускается процедура регенерации чаще всего без участия пользователя:

  1. Срабатывает датчик повышения уровня сажи в фильтре.
  2. В процессе движения блок управления самостоятельно повысит обороты, понизит приток воздуха и прочистит сажевый фильтр.

Но, если попытки прочистки не увенчаются успехом, или уровень сажи будет критическим, то блок управления откажется от попыток очистки и высветит ошибку.

В этом случае можно будет попытаться запустить процедуру самостоятельно через сервисное меню электронного блока управления (ЭБП) и следовать указаниям системы (если не поддерживается автоматический режим управления оборотами).

Все зависит от модели автомобиля и прошивки ЭБП. В отдельных случаях может потребоваться знание сервисных кодов или подключение внешних устройств диагностики.

Какая жидкость поможет для регенерации сажевого фильтра дизельного авто

Если вы не стали обладателем авто с сажевым фильтром с каталитическим покрытием или встроенной автоматической процедурой регенерации, то всегда можно прибегнуть к использованию спецприсадок.

Попытаться восстановить сажевый фильтр можно, например, с помощью универсальных средств:

  1. Катализаторы регенерации от компании ARDINA — Diesel Particulate Filter Regeneration Aid (заливаются в бак с топливом как присадка).
  2. Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Reiniger – очиститель, который требует принудительного впрыска, после применения его необходимо нейтрализовать другим раствором (Pro-Line Diesel Partikelfilter Spulung).
  3. Liqui Moly Diesel Partikelfilter Schutz – еще одна присадка, выступающая катализатором.

ВИДЕО ОПИСАНИЕ
” alt=””>
Если в автомобиле используется оригинальная присадка (для автоматической подачи из специального бака в режиме регенерации сажевого фильтра), то заказывать ее стоит у официальных дилеров.

Сажевый фильтр, датчик разности давления отработавших газов, датчики №1, №2 и №3 температуры отработавших газов Mitsubishi L200 / Fiat Fullback с 2015 года

14. Сажевый фильтр, датчик разности давления отработавших газов, датчики №1, №2 и №3 температуры отработавших газов

Сажевый фильтр

Внимание:
– При замене сажевого фильтра необходимо инициализировать адаптационные параметры управления при помощи тестера M.U.T.-III.
– Сажевый фильтр встроен в каталитический нейтрализатор. Процедуры его снятия и установки аналогичны процедурам снятия и установки каталитического нейтрализатора (см. ниже).

Датчик разности давления отработавших газов, датчики №1, №2 и №3 температуры отработавших газов

Снятие и установка

Внимание:
– При замене датчиков температуры необходимо инициализировать адаптационные параметры управления при помощи тестера M.U.T.-III.
– При замене датчиков температуры необходимо выполнить принудительное восстановление системы сажевого фильтра.

1. Снять крышку двигателя.

2. Снять нижнюю защитную пластину и переднюю защиту днища автомобиля.

3. Отсоединить разъем (1) и отвернуть датчик №1 (2) температуры отработавших газов.

4. Отсоединить разъем (3) и отвернуть датчик №2 (4) температуры отработавших газов.

5. Отсоединить разъем (5) и отвернуть датчик №3 (6) температуры отработавших газов.

6. Отсоединить разъем (7) датчика разности давления отработавших газов.

7. Сдвинуть зажимы и отсоединить шланги (8 и 9).

8. Отвернуть болт крепления и снять датчик разности давления отработавших газов (10).

9. Отвернуть болт крепления и снять кронштейн (11) датчика разности давления отработавших газов.

10. Установка производится в порядке обратном снятию.

При покупке книги в PDF

1. Вы сможете скачать книгу сразу же после оплаты.

2. Книга будет скачана в формате PDF, и Вы сможете загрузить ее на любое устройство.

1. Все книги идеального качества, так как мы работаем с издательствами напрямую.

2. Электронные книги ничем не уступают бумажным и являются их полным аналогом.

3. Офисы нашей компании представлены в Украине, России и Польше, вы всегда можете обратиться к нам по конкретному адресу.

4. Все оплаты на сайте максимально защищены и происходят с помощью мировых платежных систем.

Книга не предназначена для продажи в Вашей стране.

Оформить заказ на бумажную версию этой книги Вы можете на сайте autoinform96.com.

Оплата товара и скачивание книги в электронном виде (формат PDF) производится на сайте.

Для этого надо найти интересующую Вас книгу и нажать на кнопку “Купить”. Цена книги указана на кнопке.

Для удобства, цена на сайте для жителей России, Беларуси и Казахстана представлена в рублях.

Для жителей Украины в гривнах, а для всех остальных стран – доллары.

После нажатия на кнопку “КУПИТЬ” Вам откроется окно оплат, где можно выбрать платежную систему, с помощью которой можно оплатить выбранную книгу с помощью любой банковской карты (Visa, MasterCard, МИР и т.д.)

При нажатии на кнопку “Оплатить банковской картой” откроется платежная система Portmone с помощью которой проще всего совершить оплату.

Кроме этого, на сайте для оплаты представлены четыре платежные системы:

  • Яндекс (оплата с любых банковских карт, аккаунта Яндекс Деньги, QIWI Wallet, терминалы и т.д.);
  • Portmone (оплата с любых банковских карт, аккаунта Portmone);
  • PayPal (оплата с любых банковских карт, аккаунта PayPal);
  • WebMoney (оплата с любых банковских карт, оплата с кошельков WebMoney).

Оплата через Яндекс Кассу

После выбора оплаты через Яндекс запустится платежная система Яндекс Касса, где требуется выбрать удобный способ оплаты (банковская карта, QIWI, аккаунт Яндекс Деньги и т.д.)

После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.

Будет полезно:  Ремонт и замена колес на Fiat своими руками – Инструкции по ремонту и замене колес на авто Fiat

Если у Вас банковская карта в валюте, которая отличается от рубля, то списание денег с карты произойдет по курсу Центрального банка России на момент совершения покупки.

Данный способ оплаты оптимально подойдет для жителей России, Казахстана и Беларуси.

Официальный сайт платежной системы Яндекс Касса https://kassa.yandex.ru

Оплата через Portmone

После выбора оплаты через Portmone запустится платежная система, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или аккаунт Portmone.

Цена в платежной системе Portmone пересчитывается в доллар по курсу Центрального банка той страны, где Вы находитесь.

Если у Вас банковская карта в валюте, которая отличается от доллара, то списание денег с карты произойдет по курсу Центрального банка Вашей страны на момент совершения покупки.

После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.

Официальный сайт платежной системы Portmone https://www.portmone.com

Оплата через PayPal

После выбора оплаты через PayPal запустится платежная система PayPal, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или аккаунт PayPal.

Если у Вас уже есть аккаунт PayPal, то Вам необходимо зайти в него и осуществить платеж.

Если у Вас нет аккаунта в PayPal, и Вы хотите оплатить с помощью банковской карты через PayPal, Вам необходимо нажать на кнопку “Create an Account (Создать аккаунт)” – на рисунке показано стрелочкой.

После чего PayPal предложит вам выбрать Вашу страну и указать данные кредитной карты.

После указания данных, необходимых для осуществления платежа, надо нажать на кнопку “Pay Now (Оплатить)”.

Официальный сайт платежной системы PayPal https://www.paypal.com

Оплата через WebMoney

После выбора оплаты через WebMoney запустится платежная система, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или кошелек WebMoney.

Если у Вас уже есть кошелек WebMoney, то Вам необходимо зайти в него и осуществить платеж.

Если у Вас нет кошелька WebMoney, и Вы хотите оплатить другим образом, Вам необходимо выбрать любой из способов, который предлагает WebMoney и осуществить оплату

После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.

Официальный сайт платежной системы WebMoney https://www.webmoney.ru/

Скачивание книги

После успешного прохождения платежа (любым способом) и возврата в магазин KrutilVertel с сайта платежной системы Вы попадаете на страницу успешной оплаты:

На этой странице Вам необходимо указать свой e-mail, куда будет выслан доступ для скачивания книги.

Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто перейдите по ссылке личный кабинет.

Купленная Вами книга будет находиться в Вашем личном кабинете, откуда ее всегда можно будет скачать.

Обратите внимание, что после совершения оплаты, Вам необходимо вернуться обратно с сайта платежной системы на сайт KrutilVertel.

В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом – мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги.

Проблемы при оплате банковскими картами

Иногда при оплате банковскими картами Visa / MasterCard могут возникать трудности. Самые распространенные из них:

  1. На карте стоит ограничение на оплату покупок в интернет
  2. Пластиковая карта не предназначена для совершения платежей в интернет.
  3. Пластиковая карта не активирована для совершения платежей в интернет.
  4. Недостаточно средств на пластиковой карте.

Для того что бы решить эти проблемы необходимо позвонить или написать в техническую поддержку банка в котором Вы обслуживаетесь. Специалисты банка помогут их решить и совершить оплату.

Вот, в принципе, и все. Весь процесс оплаты книги в формате PDF по ремонту автомобиля на нашем сайте занимает 1-2 минуты.

Убедительные признаки забитого сажевого фильтра дизеля и суть процедуры его регенерации

Дизель ныне не чадит. Основной компонент дизельного черного дыма (сажа) задерживается в специальном фильтрующем элементе, интегрированном в выхлопную систему. Экодеталь не вечная – со временем забивается. Преждевременная замена или удаление – неуместны, разумней вовремя подметить критический уровень наполнения, чтобы воспользоваться штатными средствами регенерации. Они продлевают жизнь узлу, вернут прыть двигателю и сохранят время.

На что обращать внимание: признаки забитого сажевого фильтра на автомобильном дизеле любой марки

Заметить, а тем более объяснить, небольшие ухудшения в динамике в пределах городской черты может не каждый. А это первый знак засорения сажевика. Сажа на керамической матрице будь-то немецкого DPF с платиновым ускорителем химреакций или французского FAP с жидкостью-катализатором выжигания Eolys откладывается постоянно, создавая сопротивление потоку выхлопных газов. Говоря научным языком, неполное сгорание топлива ведет к образованию частиц аморфных углеродов, которые оседают на стенках очистителя, и постепенно снижают пропускную способность детали.

Приборная индикация

А теперь оцените режим работы двигателя в городской толкучке: постоянные перегазовки, прогревы, простои в ожиданиях зеленого сигнала. И без экспертного мнения ясно, что в таких условиях быстро будет забит сажевый фильтр на дизеле и симптомы выяснять не придется – все будет отображено на приборном табло. Но заметим: универсального стандарта оповещения о наличии проблемы нет.

  • Подсвеченный значок DPF. Фильтрующий элемент заполнен сажей, выполнено несколько безуспешных попыток активной регенерации в движении. В срочном порядке необходим активный прожиг на трассе.
  • Одновременная подсветка датчика сажевого фильтра + Check Engine или «Чек» + мигающая спираль преднакала. Аварийный режим работы двигателя, о чем оповестит бортовая система, а в ЭБУ появится ошибка типа Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON. Требуется принудительный прожиг.

Физические ограничения


Когда зажигается лампа сажевого фильтра, электронные «ошейники» не активируются, да и тяга заметно не падает. Приближение момента срабатывания электронной индикации помогает вычислить увеличенный на 1-2 литра расход топлива и разжиженное топливом масло (возрастает его уровень в картере).

Совершенно иная ситуация с аварийным режимом: ЭБУ душит систему впрыска – не позволяет пользоваться газом во всю мощь для недопущения чрезмерного нагрева фильтрующего узла. Вот какие принудительные блокировки срабатывают на машине Audi Q7 3,0 TDI:

  • Скорость передвижения – не более 100 км/ч.
  • При ускорениях доступна только половина тягового момента.
  • Расход топлива не превышает 10 л/100 км.
  • Невозможно запустить круиз-контроль.

Итого зимой в автомобиле без установленного подогрева антифриза свечами накала будет прохладно. Если сигналы приборной доски и электронные блокировки игнорируются, наступает момент, когда машина глохнет и не заводится, или двигатель запускается, но тут же останавливается.

Подтвердить, что это действительно крайние признаки забитого сажевого фильтра дизеля помогает демонтаж и продувка фильтрующего элемента компрессором. При таких обстоятельствах на выходе давления не будет.

Решает компания

Автомобили Opel обучены алгоритму индикации, подобному машинам VAG: когда совсем худо дело – лампа DPF мигает. У Toyota – абсолютная аналогия с немцами. Mazda, Peugeot, Citroen предупреждающей индикацией не располагают: подсвечивание лампы сажевика информирует об активации аварийного режима. Однако у французов индикатор вправе засветиться при снижении объема жидкости-катализатора в специальном бачке ниже минимальной отметки.

Что делать при обнаружении симптомов забитого сажевого фильтра на легковом дизеле любой модели

На интуитивном уровне цель ясна – избавиться от скоплений сажи. Наиболее простой метод – выжечь пассивным, активным или принудительным путем, чтобы углеродные частицы преобразовались в диоксид углерода (углекислый газ), который беспрепятственно выйдет в атмосферу. Техническое наименование процесса – регенерация.

Пассивный прожиг

Получасовая загородная поездка на одной передаче с постоянными оборотами, но не ниже 2 500 об/мин, снижает балласт твердых частиц на внушительный процент. С ростом оборотов коленвала в фильтре повышается температура отработанных газов до 350-500°C, что позволяет вступить диоксиду азота в реакцию с сажей и получить диоксид углерода. Отсутствие резких ускорений снижает процент недожженного топлива – основной причины образования углеродных элементов.

Вообще говоря, дизелям в особенности противопоказан прогрев на холостых и движение на низких оборотах. Поэтому, любителям городских покатушек совет один: разбавить список короткометражных маршрутов длинными участками, на которых беспрепятственно можно совершать пассивный прожиг. 2-3-х выездов за город в неделю вполне достаточно. Рекомендуемая скорость: 70-80 км/ч.

Внимание. Пассивный прожиг полезен для сажевиков, совмещенных с нейтрализатором (DPF): путь до него, и выхлопные газы не успевают остыть. Если система основана на применении присадок (FAP), то фильтрующий узел расположен далеко от камеры сгорания и нагреться исключительно от отработавшей газовой смеси не успевает, поэтому выжигание естественным образом не происходит.

Активная регенерация

Приставка Active присвоена процессу из-за вмешательства искусственного интеллекта в режим работы систем двигателя с целью повысить температуру выхлопных газов в сажевике до 600-650°C. ЭБУ запускает активный прожиг сажевого фильтра на дизеле после достижения определенного уровня наполненности его твердыми частицами. Это может быть 30-40 грамм – у каждого автомобиля порог свой.

Если ЭБУ подметил допустимую базовую температуру отработавшей газовой смеси (не менее 250°C), прогретый мотор (не менее 60-75°C) и заметно наполненный топливный бак (более 1/4), то регенерация запускается. На время ее активации (последующие 10-30 минут), электроника меняет тон функционирования мотора:

  • Глушится клапан EGR, перепускающий часть газов из выпуска на впуск. Отсутствие отработавшей газовой смеси при наполнении цилиндров способствует повышению температуры сгорания в котлах.
  • Активируется послевпрыск. Распыление дополнительной порции ДТ после основного цикла (такт расширения) обеспечивает догорание солярки в сажевике, благодаря низкой температуре ее самовоспламенения (62°C).
  • Изменяется геометрия расположения сопловых лопаток турбины турбокомпрессора. Минимизация расширения выхлопных газов уменьшает долю энергии, расходуемой на механическое раскручивание колеса центробежного аппарата, что способствует сохранению тепла отработавшей газовой смеси.

К сведению. Образование углекислого газа при прожиге активным способом происходит вследствие реакции между сажей и кислородом.

О запуске прожига бортовая электроника никак не оповещает. Признаки прохождения активной регенерации считываются по показаниям иных приборов и характеру работы двигателя:

  • Мгновенно растет температура антифриза. Часто водитель не замечает этого и ищет, в чем же причина срабатывания вентилятора охлаждения мотора на холодную , хотя ОЖ уже давно горячая. На BMW 525D E60 показания с положенных 92°C увеличиваются до 97°C.
  • Увеличивается расход топлива из-за послевпрыска. Заметить факт роста на некоторых машинах, в частности на Пежо, невозможно – бортовой компьютер намеренно занижает привычный расход на время проведения процесса.
  • Растет температура масла. Например, у Peugeot 407 в режиме прожига она достигает 116°C при нормальных 90-95°C.
  • Возникает цоканье раскаленного металла, которое отчетливо слышно снаружи.
  • На «холостых» меняется звук мотора на характерный басовитый.
  • Из глушителя идет густой белый дым.


Оптимальные условия для успешного проведения операции: равномерное движение со скоростью 50-60 км/ч и частота вращения коленвала около 2 000 об/мин по тахометру. Электроника в состоянии выявить симптомы забитого сажевого фильтра на легковом дизеле, но оценить, где движется автомобиль, она не может. Посему команда на проведение регенерации может быть подана даже в городе.

В совокупности с тем, что система никак не сигнализирует о запуске цикла восстановления фильтра, водитель может не заметить произведение активного прожига, и продолжать двигаться в рваной манере. Тогда избыток топлива приводит к его попаданию в картер и повышению уровня масла. Разжиженную смазку придется срочно менять, а для сажевика либо остается последняя попытка активной регенерации, о чем говорит горящая лампа DPF, либо принудительный прожиг, если приборная сигнализация однорежимная.

Будет полезно:  Ремонт и замена радиатора на Fiat своими руками – Инструкции по ремонту и замене радиатора на авто Fiat

Крайняя попытка активного прожига у каждого автомобиля производится по-разному:

  1. Когда горит лампа DPF на первых VolksWagen с сажевым фильтром, необходимо в срочном порядке выехать на автомагистраль и двигаться на 4 или 5 передаче со скоростью не более 60 км/ч до момента, когда лампа потухнет (обычно это 30-40 минут непрерывного равномерного движения).
  2. На новых Toyota Land Cruiser 200 дополнительно выводится сообщение, требующее остановиться и запустить процесс в «паркинге» с помощью специальной кнопки. Система самостоятельно проведет регенерацию в течение 20-30 минут, при этом оперировать педалью газа запрещено.

Последний шанс: принудительный прожиг дизельного сажевого фильтра штатными средствами

Процесс этот вынужденный, а программа его выполнения прописана в ЭБУ. Запускается он извне, в ручном режиме – чаще с помощью диагностического оборудования. Если коротко: через сервисную программу активируется особый режим работы мотора (закрытый EGR + послевпрыск + изменение геометрии турбокомпрессора), поднимаются обороты ХХ до 1 500-2 000 единиц и двигатель «коптит» в течение 20-30 минут на месте.

По сути, это и есть финальная попытка активной регенерации. Только, скажем, VolksWagen B6, предпочитает дать водителю шанс не посещать лишний раз сервис. Ну а Toyota сразу рекомендует запускать принудительный прожиг, причем никаких программных средств для этого не нужно – включил кнопку и пожалуйста.

Аспекты процесса

Свои ограничения у операции есть. На VAG-овских машинах регенерация не запустится, если система выявит признаки напрочь забитого сажевого фильтра дизеля, а именно принципиальную разницу показаний датчика дифференциального давления (измеряет разницу давлений газов на входе и выходе) и запредельные показания счетчика объема сажи (более 68 грамм). Цель вынужденной очистки – сбить лишь часть задержанных углеродов (на Audi Q7 3,0 TDI операция завершается при расчетных 56 граммах).

К сведению. Определить физический объем твердых частиц в фильтре невозможно, поэтому используется одна из двух моделей: измеряется давление и температура на входе и выходе из очистителя, расход воздуха мотором или оценивается стиль вождения, информация с сенсора температуры отработавшей газовой смеси и кислородного датчика.

Что делать, если принудительный прожиг не запускается

Предлог запрета – выявленные симптомы забитого фильтра. Исключать выход из строя датчика дифференциального давления нельзя, но чаще система не врет, что доказывает окно с расчетным количеством сажи в диагностической программе. Сбросить счетчик можно, но сенсоры не обманешь.

Реанимировать компонент реально только после пассивного прожига, когда фактический объем сажи станет меньше. Счетчик, естественно, накрутит лишние цифры из расчета 3-5 грамм на 100 км, но показания датчика дифференциального давления уже будут в кондиции, а накрученное обнуляется через пропись нового сажевика.

К сведению. Резкие старты с 0 до 100 км/ч выбивают сажу из-за избыточного давления в выхлопной системе. 5-6 жестких разгонов в течение первых 10…30 секунд после запуска двигателя способны удалить около 10 грамм углерода. Ускорения производятся только на прогретом моторе.

Ремонт и замена сажевого фильтра на Fiat своими руками – Инструкции по ремонту и замене сажевого фильтра на авто Fiat

Главная | Ф О Р У М | ВИДЕО | PDA | | –>Регистрация | –>Вход | Здравствуйте, Гость

. /—–/ Автомагазин “Авторитет” (г. Донецк) – Все для Вашего автомобиля /—–/ WWW.FIATONLINE.COM.UA – автозапчасти FIAT в наличии/—-/ Клубне СТО – c. Солонка вул.Наварійська бічна /—-/ ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА! /——/
Подбор масел, жидкостей и фильтровПодбор свечей зажиганияШинный калькуляторРасчет окупаемости ГБО
Последние темыМои подписки–> Италоводы–> Правила форума–> ПОИСКFAQ по форумуПодписка на емайл
Важные объявления
ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ КЛУБУ!Подробности тут.

Последние темы и видео
Последние темы Объявления автобазара Последнее видео
20.02.20 Проблема кпп или сцепления 20.02.20 Замена масла после обкатки 20.02.20 Кто какое масло заливает в с. 10.02.20 Заглушив, та не завів 30.01.20 Шум в коробке при движении н. 29.01.20 Расход топлива на Doblo (ука. 27.01.20 Техническая литература и док. 22.01.20 Какие стоит покупать запчаст. 21.01.20 Лопнул патрубок! 20.01.20 Как снять обивку сидений на .
Все последние темы >>>
15.02.20 Куплю заливную горловину топли. 15.02.20 Автомагазин “Авторитет&qu. 15.02.20 Куплю элстеклоподьемник темпра 23.11.19 Мастерская FIAT в Днепропетров. 28.10.19 Посоветуйте СТО по Alfa Romeo 14.08.19 Потрібен майстер з ремонту фиа. 27.07.19 Продам коленвал 1.9 D/JTD 27.05.19 Ищу мастера по Fiat Doblo 1.4 . 10.05.19 Шини Barum 185/70 r13 27.03.19 Ремонт Електронного Блока Упра.
Ко всем разделам “автобазара” >>>

Обзор Fiat Doblo -2009г. Разли.

Модератор форума: Волшебник, Alex
Список форумов клуба FIAT » Общие технические вопросы » Общие вопросы ремонта, обслуживания, эксплуатации авто. Разное по авто » Устройство, работа сажевого фильтра. Рекомендации

Устройство, работа сажевого фильтра. Рекомендации

Самоделкин

На легковых автомобилях с дизельным двигателем с 2004 года применяется сажевый фильтр. Сажевый фильтр предназначен для снижения выброса сажевых частиц в атмосферу с отработавшими газами.

В выпускной системе дизельного двигателя сажевый фильтр обычно объединен с каталитическим нейтрализатором окислительного типа. Такой фильтр имеет название сажевый фильтр с каталитическим покрытием. Сажевый фильтр с каталитическим покрытием устанавливается за выпускным коллектором в непосредственной близости от двигателя.

Основным конструктивным элементом сажевого фильтра является т.н. матрица, которая изготавливается из керамики (карбида кремния). Керамическая матрица имеет ячеистую структуру, состоящую из каналов малого сечения, попеременно закрытых с одной и с другой стороны. Стенки каналов имеют пористую структуру и выполняют роль фильтра. На поверхность стенок нанесен тонкий слой катализатора – титана. Матрица помещена в металлический корпус.

Принцип действия сажевого фильтра
При прохождении отработавших газов через сажевый фильтр, частицы сажи задерживаются на поверхности стенок матрицы. Нанесенный на стенки матрицы катализатор способствует окислению несгоревших углеводородов и угарного газа.

Очистка фильтра от накопившейся сажи происходит путем регенерации. Различают активную и пассивную регенерацию сажевого фильтра.

При пассивной регенерации происходит непрерывное окисление сажи за счет действия катализатора и высокой температуры отработавших газов (350-500°С). Цепочка химических преобразований при пассивной регенерации имеет следующий вид:

•оксиды азота вступают в реакцию с кислородом в присутствии катализатора с образованием диоксида азота;
•диоксид азота вступает в реакцию с частицами сажи (углеродом) с образованием оксида азота и угарного газа;
•оксид азота и угарный газ вступают в реакцию с кислородом с образованием диоксида азота и углекислого газа.
При определенных режимах работы двигателя (небольшая нагрузка и др.) наблюдается недостаточно высокая температура отработавших газов и пассивная регенерация происходить не может. В этом случае осуществляется активная (принудительная) регенерация сажевого фильтра. Активная регенерация происходит при температуре 600-650°С, которая создается при помощи системы управления двигателем. При данной температуре частицы сажи вступают в реакцию с кислородом с образованием углекислого газа.

Управление активной регенерацией сажевого фильтра осуществляется с помощью следующих датчиков:

•расходомер воздуха;
•датчик температуры отработавших газов до сажевого фильтра;
•датчик температуры отработавших газов после сажевого фильтра;
•датчик перепада давления в сажевом фильтре.
На основании электрических сигналов датчиков электронный блок управления производит дополнительный впрыск топлива в камеру сгорания, а также снижает подачу воздуха в двигатель и прекращает рециркуляцию отработавших газов. При этом температура отработавших газов поднимается до требуемой величины.

2. Практические ответы и дока от автопроизводителей и любителей по поводу работы сажевого фильтра:

3. Рекомендации по эксплуатации авто с сажевым фильтром:

1. Авто с сажевым фильтром имеет ряд особенностей, которые следует учитывать при эксплуатации. Да, этот фильтр есть проблема, он обладает определенным ресурсом и доставляет владельцам всяческие неприятности от сильного дыма при активной регенерации до необходимости менять масло чаще положенного(а это дополнительные финансовые затраты на эксплуатацию). В наших условиях ресурс вырабатывается в 2-3 раза быстрее чем в Европпе (судя по статистике замен). По обрывкам рекомендаций разных производителей этот фильтр следует заменить на пробеге 150-200 т.к. на новый. Из-за нашего топлива регенерироваться фильтру приходится в несколько раз чаще. Причина выхода его из строя: утрата каталитических свойств покрытия сот до состояния, при котором невозможно эффективное сжигания частиц сажи при рабочей температуре фильтра 300-600С. Ресурс определяется количеством спаленой в фильтре сажи, в наших условиях сажи палить нужно гораздо больше чем в Европе. В БУ двигателя ведется постоянное наблюдение и подсчет циклов регенерации, на основании этих данных БУ принимает решение о необходимости замены фильтра.
2. Автомобили оборудованные сажевыми фильтрами имеют систему предупреждения водителя о событиях, связанных с работой фильтра. В части темы топика водитель информируется о необходисоти замены масла в следствии его разжиживания топливом, которое неизбежно попадает в двигатель при регенерации фильтра. В разных марках так же имеются предупреждения о текущем процессе регенерации, о невозможности проведения регенерации.

Меры по продлению жизни фильтру, сохранению качества масла на авто с сажевым фильтром:

1. Применение масел с низкой зольностью и длительными интервалами сервисных замен Long Life. Очень важно использование масла не просто Long Life, а с наличием специализированного допуска для использования на авто с сажевым фильтром. По аналогии с VW допуском 504/507. Например масле Shell Helix Ultra Extra 5W30. Это позволит минимизировать выбросы сгоревшего масла в сажевый фильтр и соотв. продлить срок его службы, а так же минимизировать повышенный износ двигателя из-за разбавления масла топливом.
2. Применение топлива соответсвующего стандарту EN590 или Евро 5 импортного производства имеющего европейские показатели по содержанию веществ, сгорание которых приводит к образованию сажи. Это позволит свести к минимуму заполнение фильтра сажей и следовательно уменьшить количество регенраций.
3. Минимизировать по возможности эксплуатацию авто в городском режиме, пробках и т.п. Важно давать машине поработать в режиме постоянного движения с оборотами не ниже 2500 непрерывно хотя бы 10-20 минут. Чем чаще делаются длительные поездки, тем меньше будет необходимости в активной регенерации фильтра. А следовательно масло будет меньше разбавлено топливом.
4. При наличии в автомобиле индикации факта запущенного процесса регенерации сажевого фильтра или если водитель увидел нестандартное поведение своего автомобиля (запустился процесс регенерации, из глушителя валит белый дым, двигатель самостоятельно поднимает обороты) -НЕ ГЛУШИТЬ ДВИГАТЕЛЬ до окончания этого процесса. Косвенно узнать о запущенном процессе регенерации можно по значительному увеличению расхода топлива, относительно привычных показаний.
5. Возможно положительное влияние окажут специальные присадки в топливо. Многие автомобили имеют даже специализированную емкость для заправки специальными катализаторами процесса очистки фильтра.

Если на экране появилось предупреждение о необходимости смены масла (на некоторых моделях концерна Fiat вместо надписи начинает мигать желтым цветом значек масленки) его следует безотлагательно заменить. И способ обмана системы химического анализа качества масла Мерседесов, заключающийся в доливке 1-2л свежего масла, здесь не проходит. Если на Мерседесе потом предупреждение исчезает еще на несколько тысяч то, в автомобилях концерна Фиат оно ни куда не денется. Предупредительная надпись или сигнал должны быть сняты на сервисе при замене масла на новое. Эксплуатировать автомобиль после появления такого сообщения крайне нежелательно.

Подозревается сажевый фильтр. История диагностики и “лечения” Fiat Doblo 1.3 Multijet

Давненько мы про сажевые фильтры не писали! А тема на самом деле своей актуальности не теряет. Что и подтвердил случай с относительно свежим Fiat Doblo. Как работает на нем турбодизель 1.3 Multijet, владельцу явно не нравилось. Решил разобраться…

Клиническая картина

“Пациент” – Fiat Doblo с двигателем 1.3 Multijet. Лизинговая машина с оригинальным подтвержденным пробегом 135.000 км была приобретена на аукционе в Бельгии в 2014 году. С тех пор по нашим дорогам автомобиль проехал всего чуть более 10.000 км.

Наша справка

1.3-литровый двигатель семейства Multijet выпускается с 2003 года. Существует несколько модификаций мотора, в том числе с изменяемой геометрией турбины, с системой Старт/Стоп и без нее. Диапазон мощности – от 75 до 105 л.с. Неудивительно, что мотор предлагается для широкого ряда моделей, начиная с крошечных представителей А-класса и заканчивая развозными фургонами. Причем не только итальянских марок Alfa Romeo, Fiat и Lancia, но также Opel, Ford, Suzuki и Tata. C 2008 года выпускается обновленное семейство Multijet II с усовершенствованной системой впрыска топлива Common Rail и сажевым фильтром. В зависимости от исполнения двигатель соответствует стандартам Евро-4 или Евро-5.

Сказать, что автомобиль неисправен, владелец не готов, но “что-то не так”. По его словам, мотор работает так, словно забит топливный фильтр. Есть нарекания на динамику: чтобы разогнаться, приходится вовсю “топтать” педаль “газа”. При этом средний расход топлива в городском цикле находится в районе 8 л/100 км. А еще очень едкий запах, как на старых дизелях, когда не полностью сгорает топливо. Отсюда и желание продиагностировать двигатель.

Предыдущие обращения на сервис выявили две проблемы: количество впрыскиваемого топлива ниже нормы, заполненность сажевого фильтра 115%. Наверное, поэтому и регенерация фильтра включается достаточно часто, с интервалом 500-700 км. В общем, надо разбираться…

Первый осмотр автомобиля специалисты проводят прямо на улице. Пока один через диагностический разъем подключается к блоку управления, двое других открывают капот и прислушиваются к работающему двигателю. Пять минут, и консилиум высказывает первое мнение.

– Перепад давления в выхлопной системе при изменении частоты оборотов не меняется. Либо что-то с датчиком, либо с трактом до датчика, – делает предположение диагност. – В выпускном тракте слышен звук турбины, чего при наличии катализатора и сажевого фильтра быть не должно. Также при работе двигателя присутствует звонкий звук. Возможно, развалился катализатор. Я бы рекомендовал начать с ревизии выпускной системы, а также датчика давления – почему он показывает такие данные? Заодно “почитать” программное обеспечение, чтобы понять, заводское оно или стороннее. По итогам этих мероприятий будем думать, что делать дальше.

Теория и практика

Прежде чем продолжить рассказ, проведем небольшой технический ликбез.

Состояние сажевого фильтра контролируется путем расчетов, полученных на основании показаний ряда датчиков. Например, в случае с моторами HDI (Peugeot, Citroёn) учитывается только перепад давления, впрыск присадки, объем воздуха по расходомеру. У двигателей D-4D (Toyota) система намного сложнее. При определении газодинамического сопротивления фильтра используются данные расходомера воздуха, положения клапана ЕГР, датчика температуры на входе и выходе фильтра, датчика перепада давления.

Системы разных производителей могут отличаться в деталях, но принцип один. При достижении определенного уровня сопротивления фильтра включается режим регенерации. Если же специфика эксплуатации не располагает к автоматическому запуску, загорается контрольная лампа или сообщение о необходимости регенерации.

Как выглядит процесс прожига сажевого фильтра? Автоматически включаются все электрические потребители, в том числе обогрев заднего стекла, свечи преднакала. Из-за этого возрастает нагрузка на двигатель, как следствие – повышается температура двигателя. Включается послевпрыск. За счет этого повышается температура выхлопных газов – фильтр прожигается. Конструкции фильтров и способы регенерации могут иметь некоторые отличия. Например, в двигателях HDI концерна PSA с целью повышения эффективности регенерации используется специальная присадка (йолис), которую необходимо периодически пополнять.

Производителями также предусмотрена процедура принудительного прожига, которая производится на сервисе. Процедура запускается с помощью диагностического оборудования. Двигатель прогревается до рабочей температуры, затем раскручивается до 4000 об/мин. Однако некоторые производители все же настоятельно рекомендуют проводить прожиг только в движении. Но чтобы обеспечить условия для прожига в автоматическом режиме, двигатель должен какое-то время работать на больших оборотах. Оптимальный вариант – автомобиль двигается по трассе с постоянной скоростью при достаточно больших оборотах двигателя.

Если фильтр забит выше определенного предела, регенерация уже не поможет. Одна из причин проблемы – условия, не позволяющие проводить регенерацию в автоматическом режиме (короткие поездки по городу) или же прерывание данного процесса, а также игнорирование сообщения системы о необходимости прожига фильтра в автоматическом или сервисном режиме. Для моторов HDI – еще и малый уровень или отсутствие присадки, из-за чего нормальный процесс регенерации также невозможен.

Но могут быть и другие чисто технические причины. Например, выход из строя какой-нибудь системы. Порванный патрубок, неработающий EGR, неисправности турбонаддува – все это ведет к повышенному сажеобразованию и забиванию фильтра. Владельцы и даже некоторые мастера, как правило, видят не проблему, а симптом – забитый фильтр.

Как утверждают специалисты, если машина прошла с неисправным фильтром много километров, его очистка при помощи специальных средств или ультразвука бесполезна. Да и в принципе это имеет смысл лишь в случае, если имело место засорение по причине какой-то неисправности. Например, вышла из строя турбина, фильтр забросало маслом, оно от температуры закоксовалось. При этом фильтр забивается неравномерно, лишь та часть, что ближе к двигателю. В этом случае есть возможность его отмыть и, установив причину загрязнения, обеспечить дальнейшую работоспособность системы.

В противном случае у владельца остается два пути: либо покупать новый фильтр (в зависимости от марки и модели автомобиля он обходится в 1000-4000 евро), либо удалять систему и обходиться без нее.

Банальное “выбивание” содержимого фильтра толку не даст. При помощи датчиков ЭБУ отслеживает давление перед фильтром и после него. Если блок управления не видит разницы, то есть разница в давлении на входе и выходе равна нулю, система “сваливается” в аварийный режим. Двигатель не заглохнет, но и нормально ехать машина не будет – будет снижаться мощность, чтобы даже при этой неисправности уложиться в экологические нормы.

Поэтому взамен удаленного фильтра ставят различные “обманки” – экраны и воронки, которые позволяют создать необходимую разницу в давлении и “обойти” датчики. Но и это помогает лишь на какое-то время. Да, система учтет перепад давления, но нельзя сымитировать процесс регенерации. Во-первых, его не “увидит” датчик температуры, ведь прожиг сопровождается повышением температуры выхлопных газов, во-вторых, блок управления не зафиксирует эффект от регенерации – разница в давлении на входе и выходе не изменится, хотя после прожига исправного фильтра она должна уменьшиться. После нескольких циклов прожига блок управления все равно вычислит, что фильтра нет, и будет задействован аварийный режим работы. И это еще оптимистичный сценарий!

Если автомобиль постоянно пытается выйти в режим регенерации, он находится в нем часто и долго, поскольку ЭБУ не видит результата. Так как регенерация сопровождается функцией послевпрыска, это приводит к тому, что масло разжижается топливом. В свою очередь подъем уровня масла может привести к проворачиванию вкладышей, задирам на цилиндрах и поршнях. Так что, даже если грамотно удалить фильтр физически, без работы с блоком управления не обойтись.

По пути наименьшего сопротивления

Что же, теперь самое время вернуться к рассказу о нашем Doblo. Спустя несколько дней владелец пригнал машину на станцию, и работа закипела. Чтение прошивки показало, что она заводская. Повторная диагностика подтвердила, что после последней регенерации сажевый фильтр забит без каких-либо явных на то причин (все остальные системы в норме, вопросов по турбине или клапану EGR нет).

Что дальше? Пути решения мы описали выше: пытаться регенерировать, чистить, заменять или удалять. После регенерации заполненность фильтра составляла 87% – согласитесь, “запас” весьма небольшой. Оставалась возможность промывки, но без гарантированных шансов на успешность данной операции. Менять на новый? “Оригинал” на данную модель стоит 1600$, “лицензия” от Bosal – 790$. Даже если он проработает 150 тыс. км пробега, все равно для наших реалий это достаточно серьезное вложение. В конечном счете было принято решение об удалении фильтра, физическом и программном, но сохранении катализатора.

Катколлектор вскрыли снизу и при помощи дрели высверлили содержимое фильтра – только так можно было удалить его, не повредив катализатор, который находится в том же корпусе. В нижней части керамическая “начинка” выглядела вполне неплохо, но в верхней части фильтр был плотно забит сажей.

Катализатор же оказался в хорошем рабочем состоянии: целый, незабитый. А посему он остался на своем месте, не потребовав замены. Ну а физическое удаление фильтра было дополнено программным – путем использования специальной прошивки.

– Не сказал бы, что машина после этого полетела, но мотор стал работать мягче, видно, что ему “дышится” легче, – заметил после “операции” владелец автомобиля.

Возможно, еще и расход топлива снизится. Но это, равно как и дальнейшее поведение автомобиля, можно будет оценить лишь по прошествии некоторого времени.

Наш вердикт

Как утверждают специалисты, срок службы сажевого фильтра составляет 180-200 тыс. км. На одних машинах он может прослужить дольше, на других – меньше, но рано или поздно перестает справляться со своей задачей и требует замены. Это согласно заводским требованиям. В нашей стране экономия выше забот об экологии, поэтому история с “подшефным” Doblo не исключение, а правило: при появлении проблем владельцы предпочитают решать их кардинально, тем более что сейчас это сравнительно недорого и нехлопотно.

Но давайте не забывать, для чего устанавливается сажевый фильтр. Он призван улавливать и не допускать выброса в атмосферу сверхмелких частиц сажи. Вы, конечно же, вспомните про чадящие МАЗы и КамАЗы. Не все так просто! В отличие от более крупных хлопьев, которые выбрасывают старые моторы, мельчайшие частицы от современных двигателей с Common Rail не фильтруются организмом, оседают в легких и провоцируют онкологические заболевания дыхательных путей. Удаляя фильтр и устанавливая вместо него “обманку”, вы отправляете опасные вещества в свободный полет…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector