Ремонт и замена вентилятора охлаждения двигателя на Land Rover своими руками – Инструкции по ремонту и замене вентилятора охлаждения двигателя на авто Land Rover

Диагностика и ремонт вентилятора охлаждения своими руками

Вентилятор системы охлаждения двигателя является неотъемлемой частью в процессе бесперебойной работы.
В случае поломки вентилятора двигатель перегревается, что может привести к выходу его из строя.

Так как ремонт любых элементов автомобиля процедура зачастую не дешёвая, многие предпочитают делать это собственноручно. На наше счастье проблем с запчастями, на сегодняшний день, нет. Омрачить процесс ремонта может только срок доставки деталей, если речь идет о автомобилях иностранного производства.

Выход из строя вентилятора – это проблема не шуточная . Если выявить ее своевременно, спасет легкий ремонт. Если проблема возникла на трассе и двигатель закипел – последствия могут обойтись довольно дорого.

В этом случае рекомендуется долить в систему охлаждения, хотя бы чистой воды и двигаться к месту устранения поломки на средних оборотах двигателя, внимательно следя за датчиком температуры. В случае если придется останавливаться, например на светофорах, двигатель лучше глушить.

Причин выхода из строя вентилятора может быть множество – это и элементарная выработка ресурса мотора вентилятора, или же муфты включения, обрыв лопастей, окисление контактов, обрыв в электропроводки, но, первым делом стоит проверять предохранитель и реле включения вентилятора.

Если Вы все же обратились на СТО, не спешите соглашаться на замену всего что вам укажут , поскольку для любой станции очень выгодно поменять максимум деталей на Вашем автомобиле.

А лучше всего проведите диагностику и ремонт СВОИМИ РУКАМИ .

– первым делом, проверьте предохранитель. Для этого воспользуйтесь обозначениями на внутренней стороне крышки блока предохранителей.

– проверьте и почистите все контакты в электроцепи вентилятора.

– проверьте датчик включения вентилятора. Он находится либо в радиаторе, либо в охлаждающей магистрали. Для этого снимите с него разъем и при включенном зажигании замкните контакты в разъеме.

Если при этом Вы услышите характерный щелчок реле и вентилятор заработает – значит вышел из строя датчик включения.

Если при замыкании вентилятор не включился – проблема либо в реле, либо в электромоторе вентилятора.

Если реле стоит очень дешево и, чтобы исключить эту неисправность, его можно попросту поменять, то новый электромотор может обойтись довольно дорого .

Не спешите огорчаться.

Возьмите два любых провода, подсоедините их напрямую к разъему вентилятора и к аккумулятору, соблюдая полярность (черный провод всегда минусовой)

Если и при этом вентилятор не подает признаков жизни, демонтируйте его (делается это элементарно – вентилятор вместе с дифузором крепится к передней части автомобиля или к радиатору 4-мя – 8-ю гайками)

Разберите электромотор, аккуратно почистите его от пыли, грязи и окислений, замените контактные щетки смажте подшипник маслом (моторным или трансмиссионным) и визуально осмотрите ротор и статор на предмет обрыва обмотки.

Соберите электродвигатель в обратной последовательности. Перед установкой на автомобиль проверьте его работу на аккумуляторе.

В случае если и после проведенных процедур электромотор не заработал , значит налицо обрыв в обмотке .

Здесь перед вами становится выбор – сравните стоимость нового электромотора и услуг электрика по реанимации старого и сделайте для себя вывод, какой вариант более выгоден для Вас .

Любая неисправность автомобиля – это дополнительные расходы , но не стоит расстраиваться и уж тем более сразу же обращаться на станции тех обслуживания, пытающимся любой ценой заставить Вас выложить как можно больше денег.

Без преувеличения 70% работ по обслуживанию и ремонту автомобиля Вы можете выполнить СВОИМИ РУКАМИ , оставив солидные суммы денег в бюджете Вашей семьи.

Покомпонентное изображение системы охлаждения 2.7L (Дискавери 3)

Автомобили с механической коробкой передач без дополнительного отопителя, работающего на топливе (FBH)

Наименование пункта Каталожный номер запасной части Описание
A Начиная с 2007 модельного года
1 Шланги отопителя, впускной и выпускной
2 Шланги отопителя, впускной и выпускной, для автомобилей с задним отопителем (устанавливается дополнительно)
3 Цклапан EGR
4 Шланг клапана EGR
5 Выпускной патрубок в сборе
6 Клапан EGR
7 Впускной шланг клапана EGR
8 Охладитель топлива
9 Расширительный бачок
10 Шланг охладителя топлива
11 Вентилятор охлаждения
12 Шланг, соединяющий радиатор с расширительным бачком
13 Нижний кожух
14 Радиатор
15 Верхний кожух
16 Шланг с термостатом в сборе
17 Водяной насос
18 Соединитель впускного патрубка
19 Шланг, соединяющий отопитель с термостатом
20 Термостат EGR, 2 шт. (начиная с 2007 модельного года)

Автомобили с механической коробкой передач и FBH

Наименование пункта Каталожный номер запасной части Описание
A Начиная с 2007 модельного года
1 Шланги отопителя, впускной и выпускной
2 Соединения для заднего отопителя (устанавливается дополнительно)
3 Клапан EGR
4 Выпускной патрубок в сборе
5 Шланг клапана EGR
6 Клапан EGR
7 Впускной шланг клапана EGR
8 FBH
9 Охладитель топлива
10 Расширительный бачок
11 Шланг охладителя топлива
12 Вентилятор охлаждения
13 Шланг, соединяющий радиатор с расширительным бачком
14 Нижний кожух
15 Радиатор
16 Верхний кожух
17 Шланг с термостатом в сборе
18 Водяной насос
19 Соединитель впускного патрубка
20 Шланги FBH, впускной и выпускной
21 Термостат EGR, 2 шт. (начиная с 2007 модельного года)

Автомобили с автоматической коробкой передач без FBH

Наименование пункта Каталожный номер запасной части Описание
A Начиная с 2007 модельного года
1 Шланги отопителя, впускной и выпускной
2 Соединения для заднего отопителя (устанавливается дополнительно)
3 Клапан EGR
4 Выпускной патрубок в сборе
5 Шланг клапана EGR
6 Клапан EGR
7 Впускной шланг клапана EGR
8 Охладитель топлива
9 Расширительный бачок
10 Трубопроводы охладителя рабочей жидкости коробки передач
11 Шланг охладителя топлива
12 Вентилятор охлаждения
13 Шланг, соединяющий радиатор с расширительным бачком
14 Нижний кожух
15 Радиатор
16 Верхний кожух
17 Шланг с термостатом в сборе
18 Водяной насос
19 Соединитель впускного патрубка
20 Шланг, соединяющий отопитель с термостатом
21 Термостат EGR, 2 шт. (начиная с 2007 модельного года)

Автомобили с автоматической коробкой передач и FBH

Наименование пункта Каталожный номер запасной части Описание
A Начиная с 2007 модельного года
1 Шланги отопителя, впускной и выпускной
2 Соединения для заднего отопителя (устанавливается дополнительно)
3 Клапан EGR
4 Выпускной патрубок в сборе
5 Шланг клапана EGR
6 Клапан EGR
7 FBH
8 Охладитель топлива
9 Расширительный бачок
10 Трубопроводы охладителя рабочей жидкости коробки передач
11 Шланг охладителя топлива
12 Вентилятор охлаждения
13 Шланг, соединяющий радиатор с расширительным бачком
14 Нижний кожух
15 Радиатор
16 Верхний кожух
17 Шланг с термостатом в сборе
18 Водяной насос
19 Соединитель впускного патрубка
20 Шланги FBH, впускной и выпускной
21 Термостат EGR, 2 шт. (начиная с 2007 модельного года)

Общая информация

Применена система охлаждения перепускного типа, обеспечивающая циркуляцию охлаждающей жидкости по двигателю и контуру отопителя при закрытом главном клапане термостата. Основное назначение системы охлаждения двигателя – поддержание оптимальной температуры двигателя при изменении условий окружающей среды и режима работы двигателя. К другим функциям системы охлаждения относятся обогрев салона автомобиля и охлаждение рабочей жидкости коробки передач и моторного масла.

Система охлаждения включает следующие компоненты:

  • Радиатор
  • Промежуточный теплообменник
  • Сердцевина отопителя салона автомобиля
  • Два охладителя топлива
  • Два охладителя системы рециркуляции отработавших газов (EGR)
  • Отопитель, работающий на топливе (FBH) (в зависимости от рынка поставки)
  • Насос охлаждающей жидкости
  • Термостат регулирования давления (PRT)
  • Расширительный бачок
  • Вентилятор с электро-вязкостной муфтой
  • Соединительные шланги и трубопроводы

Система охлаждения двигателя

Охлаждающая жидкость циркулирует по системе под действием насоса центробежного типа, установленного в передней части двигателя и приводимого дополнительным поликлиновым ремнем. Насос прокачивает охлаждающую жидкость через блок цилиндров и головки цилиндров через камеру, расположенную в развале блока цилиндров. Некоторое количество охлаждающей жидкости проходит через встроенные охладители топлива и моторного масла. Проходя через охладители двигателя и масла, охлаждающая жидкость возвращается в корпус термостата по обводной трубке. Охлаждающая жидкость также проходит через охладители системы рециркуляции отработавших газов (EGR) к сердцевине отопителя и возвращается в двигатель со стороны термостата регулирования давления (PRT).

На двигателях, оборудованных FBH, охлаждающая жидкость проходит через охладители системы рециркуляции о работавших газов (EGR) к FBH (независимо о ого, работает ли он), а затем поступает в сердцевину отопителя. Затем охлаждающая жидкость возвращается к PRT со стороны двигателя.

На автомобилях с 2007 модельного года в каждом выпускном штуцере теплообменника EGR установлен термостат. Эти термостаты контролируют поток охлаждающей жидкости через теплообменники EGR, снижая токсичность выхлопа двигателя и улучшая прогрев двигателя/отопителя.

В корпусе PRT находится обычный термостат, который расположен таким образом, чтобы температура его чувствительного элемента определялась потоком охлаждающей жидкости как от радиатора, так и от обводного канала. В результате температура открытия термостата может изменяться в зависимости от условий окружающей среды. В термостате PRT также есть клапан, нагруженный пружиной, который ограничивает поток жидкости через обводной канал. Это означает, что двигатель временно может работать без жидкости, протекающей через обводной канал, что, в свою очередь, улучшает работу отопителя салона.

Будет полезно:  Ремонт салона на Land Rover своими руками – Инструкции по ремонту салона на авто Land Rover

Радиатор с горизонтальным потоком жидкости имеет сердцевину из алюминиевого сплава и сливной кран в нижней правой части задней стороны. Нижние крепления радиатора находятся на концах бачков радиатора. Крепления имеют резиновые втулки, которые посажены на верхней части направляющих кузова автомобиля. Верхняя часть радиатора крепится штырями, которые пропущены через резиновые втулки, установленные на переднем несущем элементе (FEC) над радиатором.

Промежуточный теплообменник крепится к нижней части радиатора двумя штырями, которые закреплены на фитингах бачков радиатора.

Верхний шланг радиатора соединен с термостатом PRT обводным шлангом, а нижний шланг напрямую соединен с выходным патрубком корпуса термостата.

Расширительный бачок установлен перед левой опорной чашкой подвески в моторном отсеке. Расширительный бачок принимает избыточное количество рабочей жидкости из системы охлаждения при ее расширении вследствие нагрева и, наоборот, при остывании двигателя компенсирует ее количество при уменьшении объема. Также через этот бачок отводится воздух, накапливаемый в охлаждающей жидкости.

Охладитель рабочей жидкости коробки передач (только для автомобилей с автоматической коробкой передач) установлен со стороны холодного бачка радиатора. Он расположен в средней части левого бачка радиатора.

Жидкость во второй охладитель топлива поступает со стороны холодного бачка радиатора от секции дополнительного охлаждения и возвращается в корпус термостата регулирования давления со стороны радиатора.

На автомобилях, оборудованных FBH, данный узел установлен перед левой опорной чашкой подвески в моторном отсеке. Охлаждающая жидкость всегда протекает через FBH, независимо от того, работает он или нет. Отработавшие газы подогревателя отводятся в колесную нишу левого переднего колеса. Для получения дополнительной информации обратитесь к Auxiliary Heater (412-02B Auxiliary Heating)

Для создания дополнительного потока воздуха через сердцевину радиатора, особенно при неподвижном автомобиле, применяется вентилятор с электро-вязкостной муфтой включения, расположенный за радиатором. Этот вентилятор обслуживает систему охлаждения двигателя и систему охлаждения кондиционера. Этот узел работает как обычный вентилятор с вискомуфтой, но с электронным приводом включения вискомуфты. Электронный блок управления двигателем (ECM) управляет частотой вращения вентилятора, регулируя степень включения вискомуфты. Степень включения вискомуфты блоком управления определяется на основании величины температуры охлаждающей жидкости, температуры воздуха на впуске и окружающей среды и температуры масла в коробке передач, а также давления в системе кондиционера. Применяемый вентилятор имеет левое вращение.

Частота вращения вентилятора с вискомуфтой оптимально регулируется ECM в соответствии со всеми условиями работы.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если отсоединить электрические разъемы от вентилятора с вискомуфтой, он будет вращаться на “холостом ходу”, что может вызвать перегрев двигателя. В этом случае ECM сохранит в памяти соответствующий код неисправности.

Система охлаждения дизельного двигателя 3.0 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport Радиаторы, магистрали, термостат, логика работы, вентилятор охлаждения

Рис.16. Система охлаждения дизельного двигателя 3.0 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport без Вебасто

1 – интеркулер;
2 – кожух вентилятора;
3 – корпус дроссельной заслонки;
4 – радиатор отопителя;
5 – охладитель системы рециркуляции отработавших газов левый;
6 – трубопровод охладителя трансмиссионного масла;
7 – вязкостный вентилятор;
8 – охладитель системы рециркуляции отработавших газов правый;
9 – охладитель трансмиссионного масла;
10 – вспомогательный охладитель топливной системы;
11 – масляный радиатор двигателя;
12 – расширительный бачок;
13 – охладитель топлива;
14 – конденсатор;
15 – радиатор.

Существуют две разновидности системы охлаждения дизельного двигателя 3.0 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport: без отопителя, работающего на автомобильном топливе и с отопителем, работающем на автомобильном топливе, и стояночным отопителем.

Система охлаждения дизельного двигателя 3.0 ТД Ленд Ровер Дискавери 4, Рендж Ровер и Рендж Ровер Спорт без отопителя работающего на топливе (печка вебасто) состоит из следующих элементов: интеркулера ; кожуха вентилятора; корпуса дроссельной заслонки; радиатора отопителя; охладителя системы рециркуляции отработавших газов левого; трубопровода охладителя трансмиссионного масла; вязкостного вентилятора; охладителя системы рециркуляции отработавших газов правого; охладителя трансмиссионного масла; вспомогательного охладителя топливной системы; масляного радиатора двигателя; расширительного бачка; охладителя топлива; конденсатора; радиатора (рис.16).

Рис.17. Система охлаждения дизельного двигателя 3.0 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport с отопителем, работающем на автомобильном топливе, и стояночным отопителем.

1 – интеркулер;
2 – кожух вентилятора;
3 – корпус дроссельной заслонки;
4 – радиатор отопителя;
5 – охладитель системы рециркуляции отработавших газов левый;
6 – трубопровод охладителя трансмиссионного масла;
7 – узел клапана стояночного отопителя;
8 – вязкостный вентилятор;
9 – охладитель системы рециркуляции отработавших газов правый;
10 – охладитель трансмиссионного масла;
11 – вспомогательный охладитель топливной системы;
12 – масляный радиатор двигателя;
13 – отопитель, работающий на автомобильном топливе (FFBH);
14 – расширительный бачок;
15 – конденсатор;
16 – охладитель топлива;
17 – радиатор.

Система охлаждения дизельного двигателя 3.0 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport с отопителем, работающем на автомобильном топливе (с печкой вебасто), и стояночным отопителем состоит из следующих элементов: интеркулера; кожуха вентилятора; корпуса дроссельной заслонки; радиатора отопителя; охладителя системы рециркуляции отработавших газов левого; трубопровода охладителя трансмиссионного масла; узла клапана стояночного отопителя; вязкостного вентилятора; охладителя системы рециркуляции отработавших газов правого; охладителя трансмиссионного масла; вспомогательного охладителя топливной системы; масляного радиатора двигателя; отопителя, работающего на автомобильном топливе (FFBH); расширительного бачка; охладителя топлива; конденсатора; радиатора (рис.17).

Интеркулер – промежуточный охладитель надувочного воздуха, представляющий собой теплообменник (воздухо-воздушный, водовоздушный), чаще радиатор для охлаждения надувочного воздуха. В основном используется в двигателях с системой турбонаддува.

Система охлаждения дизельного двигателя 3 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport поддерживает оптимальный температурный диапазон при изменении условий окружающей среды и рабочих условий самого двигателя.

Она также обеспечивает:

  • Обогрев пассажирского салона;
  • Охлаждение моторного масла;
  • Охлаждение топлива;
  • Охлаждение системы рециркуляции отработавших газов;
  • Охлаждение трансмиссионной жидкости.

При работающем дизельном двигателе 3.0 ТД Ленд Ровер Дискавери 4, Рендж Ровер и Рендж Ровер Спорт циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизельного двигателя 3.0TD Land Rover обеспечивается насосом охлаждающей жидкости. От насоса охлаждающая жидкость проходит через блок цилиндров и головки цилиндров дизельного двигателя 3.0 ТД Ленд Ровер (Land Rover). Некоторый объем охлаждающей жидкости в блоке цилиндров отводится через масляный радиатор дизельного двигателя 3.0 TD Land Rover перед возвратом на 5-проходной соединитель выхода охлаждающей воды.

С 5-проходного соединителя основная часть охлаждающей жидкости поступает в термостат сброса давления непосредственно или через радиатор дизельного двигателя 3.0TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Из выпускного отверстия термостата охлаждающая жидкость поступает на вход насоса охлаждающей жидкости.

Отдельный шланг, выходящий из радиатора дизельного двигателя 3.0 ТД Ленд Ровер Дискавери 4, Рендж Ровер и Рендж Ровер Спорт, позволяет подавать слишком сильно охлажденную охлаждающую жидкость из радиатора через охладитель трансмиссионного масла. Охлаждающая жидкость из охладителя возвращается в систему через ответвление нижнего шланга радиатора дизельного двигателя 3.0 ТД Ленд Ровер (Land Rover).

Охлаждающая жидкость из выходного отверстия охлаждающей воды проходит через охладители EGR (рециркуляция отработавших газов) дизельного двигателя 3.0 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport и затем поступает в радиатор отопителя. С выхода радиатора отопителя дизельного двигателя 3.0 ТД Ленд Ровер Дискавери 4, Рендж Ровер и Рендж Ровер Спорт охлаждающая жидкость поступает в зону выпуска термостата сброса давления.

Расширительный бачок дизельного двигателя 3.0 ТД Ленд Ровер Дискавери 4, Рендж Ровер и Рендж Ровер Спорт предусматривает расширение охлаждающей жидкости в результате повышения температуры и подачу избыточной охлаждающей жидкости обратно в расширительный бачок. Для этого от выходного отверстия охлаждающей жидкости к расширительному бачку в дизельном двигателе 3.0 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport подсоединен небольшой шланг. По мере остывания охлаждающая жидкость поступает обратно в систему из бака через шланг из расширительного бачка в нижний шланг радиатора.

Термостат сброса давления (PRT) дизельного двигателя 3.0 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport

Термостат дизельного двигателя 3 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport закрыт при температурах ниже 82°C. Когда температура охлаждающей жидкости достигает приблизительно 82°C, термостат начинает открываться и открывается полностью при температуре приблизительно 96°C. В этом состоянии полный расход охлаждающей жидкости направляется через радиатор дизельного двигателя 3.0 TD Land Rover. В термостат поступает 90% горячей охлаждающей жидкости из двигателя с одной стороны и 10% холодной охлаждающей жидкости, подающейся обратно из нижнего шланга радиатора, с другой стороны. Горячая охлаждающая жидкость от дизельного двигателя 3.0 ТД Ленд Ровер Дискавери 4, Рендж Ровер и Рендж Ровер Спорт поступает из перепускной трубы через четыре измерительных отверстия в клапане регулировки расхода в трубопровод, охватывающий 90% чувствительной поверхности термостата. Холодная охлаждающая жидкость, возвращающаяся из дизельного двигателя 3.0 ТД Ленд Ровер (Land Rover) и охлажденная радиатором, проходит через 10% чувствительной зоны.

Будет полезно:  Ремонт и замена тормозного диска на Land Rover своими руками – Инструкции по ремонту и замене тормозного диска на авто Land Rover

При низкой температуре окружающей среды температура дизельного двигателя 3.0 TD Land Rover повышается приблизительно на 10°C для компенсации теплопотерь от 10% холодного охладителя, возвращающегося из нижнего шланга.

Клапан внешнего контура дизельного двигателя 3.0 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport удерживается в закрытом состоянии слабой пружиной. Он срабатывает для большего нагрева отопителя. Когда главный клапан закрыт, и дизельный двигатель 3.0 ТД Ленд Ровер работает на холостых оборотах, насос охлаждающей жидкости не обеспечивает достаточного потока и давления для открытия клапана. В этом состоянии клапан предотвращает циркуляцию охлаждающей жидкости в перепускном контуре и обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости только в радиаторе отопителя. Таким образом, обеспечивается больший расход охлаждающей жидкости в радиаторе отопителя, что повышает комфорт пассажиров в холодную погоду. Когда скорость вращения дизельного двигателя 3.0 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport превышает частоту оборотов холостого хода, насос охлаждающей жидкости обеспечивает больший расход, чем может принять контур отопителя. Давление действует на клапан внешнего контура и преодолевает давление пружины клапана, открывая клапан и ограничивая давление в контуре отопителя. Клапан регулируется автоматически, обеспечивая максимальный расход охлаждающей жидкости в радиаторе отопителя и одновременно позволяя отводить избыточную охлаждающую жидкость в перепускной контур, чтобы обеспечить потребность дизельного двигателя 3 ТД Ленд Ровер Дискавери 4, Рендж Ровер и Рендж Ровер Спорт в охлаждении при больших оборотах двигателя.

Вентилятор системы охлаждения дизельного двигателя 3 TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport

Дополнительный поток воздуха через сердцевину радиатора, особенно когда автомобиль неподвижен, обеспечивается блоком электровязкостного вентилятора с приводом от дизельного двигателя 3TD Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport, установленного на задней части радиатора. Данный вентилятор используется для охлаждения двигателя и для охлаждения системы кондиционирования (A/C (кондиционирование воздуха)). Данный блок функционирует как обычный вязкостный вентилятор, но с электронным управлением включения муфты. Модуль управления дизельным двигателем 3 TD Land Rover (ЕМС), определяющий необходимую частоту вращения вентилятора, управляет уровнем включения муфты. ECM определяет уровень включения на основе температуры охлаждающей жидкости, нагнетаемого воздуха, окружающей среды и рабочей жидкости коробки передач, а также давления A/C. Вентилятор имеет крепление с левосторонней резьбой.

ECM осуществляет электронное управление блоком вязкостного вентилятора для оптимизации скорости вращения вентилятора во всех условиях эксплуатации.

Конструкция основных узлов дизельного двигателя 3.0 TD

Основными элементами дизельного двигателя 3TD V6 Land Rover Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport являются.

Land Rover Freelander Hardback 1.8 3дв. внедорожник, 120 л.с, 5МКПП, 1998 – 2000 г.в. – не работает вентилятор охлаждения радиатора

Не работает (не включается) вентилятор охлаждения радиатора – причины, поиск неисправностей

– перегорел проверьте предохранитель, который отвечает за вентилятор

– неисправен датчик включения вентилятора (ДВВ)

– неисправно реле вентилятора

– неисправен блоке предохранителей

– обрыв провода питания

– обрыв дорожки выхода на провод датчика радиатора

– прогорела прокладка под головкой (охлаждающая жидкость не проходит в цилиндр)

Проблемы с вентилятором охлаждения, как правило, возникают у подержанных автомобилей, с приличным пробегом. Проявляется эта поломка по-разному, вентилятор может работать не стабильно, может включаться с опозданием или не включаться вовсе.

Причин, по которым вентилятор не включается может быть довольно много, от банального перегорания предохранителя до более сложных проблем, связанных с неисправностью термостата или проблем с электропроводкой бортовой сети автомобиля.

Если двигатель закипает, но вентилятор при этом так и не включился, то первое, что приходит в голову большинству автомобилистов — проблемы с проводкой вентилятора. Однако, очень часто проводка вообще не причем, а истинная причина кроется именно в термостате. Устройство, призванное контролировать температуру охлаждающей жидкости (ОЖ) может выйти из строя или просто заклинить, после чего ОЖ перестает циркулировать через радиатор, в итоге датчик радиатора не срабатывает, а сам вентилятор не включается.

Затем проверьте предохранитель, который отвечает за вентилятор, если предохранитель перегорел замените его целым.
Если причина не в предохранителе, необходимо проверить непосредственно сам вентилятор. К нему подходят провода питания, нередко от старости они просто рассыпаются или отламываются. Как вариант причина может крыться в штекере, поэтому если с проводкой все нормально, отключаем питание вентилятора и проверяем штекер на предмет неисправности. Подключите питание к вентилятору напрямую, например, от АКБ, если вентилятор никак не отреагирует делаем вывод о том, что вентилятор неисправен.

Проверьте датчик включения вентилятора (ДВВ), расположенный на радиаторе. Для этого необходимо отключить штекера, после чего соединить их между собой, если вентилятор не заработал — ДВВ неисправен и требует замены.

Необходимо соединить провод, идущий на блок предохранителей, непосредственно на массу (как правило, белого цвета с черной полоской). Если после этого вентилятор заработает, можно сделать вывод, что произошел обрыв второго черного провода, постарайтесь найти обрыв, и проверить надежно ли его соединение с массой. После этого соединяем два провода вместе, и смотрим, что будет происходить, если вентилятор включится то проблема была в плохом соединении.

Проверьте реле вентилятора, вполне возможно, что проблема в нем. Для того, чтобы это выяснить достаточно просто заменить его соседним реле, затем соединить провода датчика радиатора между собой, см. выше. Включится вентилятор — проблема заключается в неисправном реле.

Далее необходимо выполнить проверку напряжения, поступает ли оно на вентилятор через блок предохранителей. Для этого берем кусок провода и устанавливаем его в разъемы реле, если вентилятор заработал, причина по которой вентилятор не работает заключается в блоке предохранителей.

Вполне вероятно, что напряжение не поступает на реле вентилятора. Чтобы это проверить, можно воспользоваться “дедовским” способом. Берем лампочку, которая послужит в качестве “контрольки”. Если лампочки нет, достаточно просто легонько чиркнуть вторым концом провода по массе, если при этом вы увидите искру, проблем быть не должно, скорее всего причина не в этом. Если же искры не увидите, скорее всего отсутствует напряжение в этом разъеме, то есть имеется обрыв дорожки в блоке предохранителей.

Если при проверке всего вышеперечисленного найти причину, по которой вентилятор радиатора не включается, остается проверить один провод — провод датчика радиатора. Чтобы сделать это, необходимо снять коммутатор, поскольку он не позволяет подобраться к штекерам блока предохранителей. Значит, снимаем с блока предохранителей фишку штекеров, и проверяем провод датчика радиатора на предмет обрыва.

Проверяем следующим образом: подключаем провод к “+” клемме АКБ, второй конец устанавливаем в разъем фишки. Далее снимаем штекер с датчика и подключаем лампочку. Если лампочки нет, делаем “чирк” на массу. Если напряжения нет, скорее всего, этот провод оборван.

Если вентилятор не включается, то причина может быть и вовсе неожиданной, например — прогоревшая прокладка под головкой. Включение не происходит по той причине, что охлаждающая жидкость не поступает в цилиндр, при этом газы из цилиндра проникают в ОЖ, создавая при этом эффект известный как воздушная пробка. Эта пробка препятствует нормальной прокачке ОЖ. Как понять, что у вас прогар? Достаточно заглянуть в расширительный бачок, если во время работы из него то и дело идут пузыри — у вас прогорела прокладка, или имеется трещина в цилиндре.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЕНТИЛЯТОР ОХЛАЖДЕНИЯ РАДИАТОРА НЕ РАБОТАЕТ

Убедиться, что вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя и не работает, довольно просто. Для этого необходимо запустить мотор автомобиля и дать некоторое время ему поработать на холостом ходу. Когда на приборной панели будет видно, что температура охлаждающей жидкости подходит к критической зоне, датчик сообщит об этом вентилятору радиатора, чтобы тот включился в работу. В этот момент водитель услышит дополнительный шум из-под капота, а открыв его, увидит, что около радиатора крутится крыльчатка вентилятора. Если температура охлаждающей жидкости дошла до критического значения, а вентилятор охлаждения радиатора не думает включаться, нужно выяснить, почему так происходит. Можно выделить следующие основные причины, из-за которых вентилятор охлаждения радиатора не работает:

Проблемы с электродвигателем. Если электродвигатель вышел из строя, его ротор не будет крутиться, соответственно, крыльчатка не станет вращаться. Проверить работоспособность электродвигателя можно, если напрямую подключить его к аккумуляторной батарее. Для этого потребуется взять два провода, подключить их к двум клеммам аккумулятора и двум выводам электродвигателя. Если вентилятор при прямом подключении «на батарею» не крутится, можно сделать вывод, что требуется замена электродвигателя; Проблемы с датчиком. Если датчик не способен определить температуру охлаждающей жидкости и передать сигнал на включение электродвигателя, его потребуется заменить. Чтобы убедиться в его неработоспособности, нужно отсоединить от него два провода и замкнуть их между собой. Если электромотор начнет раскручивать крыльчатку, это подскажет, что датчик неисправен и требуется его заменить; Отсутствует напряжение. Третьей и наиболее распространенной причиной неработающего вентилятора охлаждения радиатора является отсутствие напряжения в цепи его питания. Если случился обрыв в проводах или вышел из строя предохранитель, цепь будет обесточена. Чтобы убедиться в наличии данной проблемы нужно «прозвонить» провода и проверить предохранители. Если вентилятор охлаждения радиатора не включается, обнаружить причину неисправности довольно просто, достаточно выполнить описанные выше проверки.

Будет полезно:  Ремонт электрики на Land Rover своими руками – Инструкции по ремонту электрики на авто Land Rover

ВЕНТИЛЯТОР ОХЛАЖДЕНИЯ РАДИАТОРА НЕ РАБОТАЕТ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ АВТОМОБИЛЬ

Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:

Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора; Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора. Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления, чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне. Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.

Технические характеристики Land Rover Freelander Hardback 1.8 / Лэнд Ровер Фрилендер в кузове 3 дв. внедорожник с двигателем 120 л.с, 5МКПП, выпускавшихся c 1998 г. по 2000 г.

Тема: Вентилятор охлаждения. Диагностика, снятие, ремонт.

Опции темы
Поиск по теме

Golf Регистрация 03.11.2004 Адрес Россия, Москва, СЗАО Возраст 44 Сообщений 584

Спасибо:
Получено: 4
Отправлено: 0

Вентилятор охлаждения. Диагностика, снятие, ремонт.

Отчет о ремонте вентилятора системы охлаждения
Вступление.
Выполнение данных работ вполне доступно для человека, обладающими средними слесарными навыками и занимает примерно 2 часа, причем собственно ремонт вентилятора был сделан за 15 минут. Основными проблемами при проведении работ явились: незнание конструктива крепления вентилятора и комары.

Техническое описание и диагностика.
Электрический вентилятор системы охлаждения, установленный на автомобиле VW Passat B5 с двигателем AEB, является вспомогательным для охлаждения двигателя и основным для охлаждения конденсора кондиционера. Мощность вентилятора на моей машине – 300 Вт. Производитель – Gate. Электродвигатель односкоростной, две скорости вращения реализованы с помощью включения через дополнительный резистор, или напрямую. Неисправность вентилятора при езде в условиях города Москвы при температуре наружного воздуха от -10 до 25 град.С не вызывает перегрева двигателя, и может долго оставаться незамеченной, при нормальном состоянии остальных частей системы охлаждения. Проблемы появляются при долгой стоянке в пробке с работающим кондиционером, и выражаются в повышении температуры двигателя и/или сигнале о неисправности кондиционера (высокое давление конденсации), что и произошло со мной. Избавившись от перегрева выключением кондиционера и включением печки (прямо как в ТАЗике) я стал размышлять о возможных причинах:
1. Отказ вентилятора.
2. Загрязнение радиатора.
3. Неисправность термостата.
Проверка работы вентилятора не составляет труда – достаточно включить кондиционер на мин. температуру в режиме AUTO – вентилятор должен работать. При отсутствии кондиционера можно погонять мотор на стоянке до превышения нормальной температуры или замкнуть клеммы на датчике температуры. Если вентилятор не включается, как было у меня, значит, у вас есть работа.

Необходимый инструмент и материалы.
1. Тестер.
2. Клещи-пассатижы.
3. Крестовая отвертка.
4. Головки на 10 и на 8.
5. Пластиковые кабельные стяжки.
6. Легкий молоток.
7. Отрезки проводов.
8. Кусачки.
Этот набор использовал я, при наличии смекалки, можно использовать что-то еще вместо отсутствующего.

Порядок работ.
Первой задачей было определение неисправности. Рассматривались следующие причины в порядке убывания вероятности.
1. Отказ двигателя вентилятора.
2. Отказ датчика температуры.
3. Обрыв провода.
4. Перегорание предохранителя.
5. Отказ реле.
Проверку было решено начать с вентилятора, потому что это проще всего и на них есть жалобы на форуме. Коротко скажу, что датчик нужно прозванивать или на машине, или, выкрутив и вскипятив, предохранители просто так не перегорают, а обрыв провода это вообще отдельная песня.
Для проверки вентилятора необходимо снять кожух бачка гидроусилителя, найти разъем с двумя толстыми проводами (один коричневый – “минус”, другой, красно-черный – “плюс”) и разъединить его. На нижний разъем с клеммами папа нужно подать 12В. Если вентилятор закрутился, значит, придется искать дальше, если нет, то будем снимать.
Снятие вентилятора подробно описано в другой статье на форуме клуба passatworld.ru, но я ее не читал, поэтому повторюсь.
Необходимо снять
• Кожух воздушного фильтра
• Воздуховод от воздухозаборника до фильтра
• Воздухозаборник, отвернув два самореза сверху
• Кожух двигателя
• Верхнюю крышку ремня ГРМ.
Про последнюю хочется сказать особо. Обычно я с уважением отношусь к творениям немецких инженеров, но тому немцу, который спроектировал эту крышку, я бы сказал:
“Ганс! Это был не твой день”.
В общем я пришел к следующей методике ее снятия/установки: осторожно, но решительно натягиваем толстый шланг на крышку головки блока слева, затем справа, затем повторяет эту операцию с тонкой трубочкой. После отщелкиваем две пружинных скобы, и снимаем верхнюю крышку ремня ГРМ, поворачивая и так, и сяк, чтобы ничего от нее не отломать.
Теперь можно снимать вентилятор вместе с его кожухом. Он закреплен на кожухе радиатора с помощью Г-образных фиксаторов, и чтобы его снять, нужно провернуть его против часовой стрелки миллиметров на 15, если смотреть со стороны двигателя. У меня сделать это сразу мешали саморез у верхней левой опоры электродвигателя и пластмассовый фиксатор у левой нижней опоры. Саморез я выкрутил, а фиксатор надо отжимать пальцем в направлении по часовой стрелке, и одновременно проворачивать кожух двигателя для снятия. У меня фиксатор был отломан соседом, пока я смотрел в книжке, что же еще мешает снять вентилятор. Я его сердечно поблагодарил за помощь и продолжил работать один, думаю, что для фиксации вентилятора вполне достаточно только самореза.
Далее необходимо откусить все одноразовые кабельные стяжки и осторожно вывести провод вентилятора из многоразовых. Две многоразовые стяжки расположены под разъемом, под радиатором провод проходит в G-образных держателях, доступ к которым можно получить снизу, сняв защиту моторного отсека, я этого делать не стал, а просто протащил провод к вентилятору, насколько позволила длина. В опоре двигателя стоит П-образный фиксатор, который отщелкиваем отверткой. Теперь извлекаем электродвигатель с кожухом и разделяем их открутив 3 гайки на 10.
Теперь собственно ремонт двигателя. Пассатижами сжимаем 6 креплений задней крышки двигателя, стараясь не отломать. Затем, поддеваем крышку плоской отверткой с разных сторон и снимаем крышку с двигателя. Внутри расположены 4 щетки, 3 из которых, у меня были заклинены песком. Восстанавливаем подвижность щеток, двигая их взад-вперед в продольном направлении. Осторожно! Щетки хрупкие. На моей машине с пробегом 170000, щетки были изношены примерно наполовину, в случае сильного износа, можно попробовать подобрать похожие по размеру и обточить их. Задний подшипник скольжения – бронзовый, был абсолютно сухой. Я слегка смазал его «Литолом». Доступ к переднему подшипнику можно получить, отвинтив крыльчатку вентилятора. Я этого сделать не смог, но особо не упирался, т.к. его состояние не вызывало у меня подозрений. Итак, единственная причина, по которой нужно заменять вентилятор – это обрыв, или КЗ обмоток якоря электродвигателя.
Очистив внутренности двигателя от песка и грязи, можно приступать к сборке. Осторожно надеваем узел со щетками на коллектор якоря, поочередно отжимая щетки пальцем, одну за другой. Не нужно прикладывать больших усилий, щетки хрупкие. Затем надеваем заднюю крышку и осаживаем легкими ударами молотка до посадки на исходное место, после этого частыми постукиваниями расклепываем остатки креплений до плоского состояния. Второго ремонта такой способ крепления не переживет, но при необходимости узел можно сделать разборным, закрепив заднюю крышку на корпусе мелкими саморезами (типа компьтерных). На этом этапе желательно проверить работу вентилятора, подав на него 12 вольт, берегите пальцы.
Дальнейшую сборку производим в обратной последовательности, особенно тщательно установив на место верхнюю крышку ремня ГРМ, нужно убедится, что она села правильно. Откусанные кабельные стяжки заменяем новыми, провод прокладываем, избегая сильного натяжения и резких изломов. Собрав все воедино, убеждаемся в отсутствии «лишних» деталей и производим окончательную проверку работы на машине.

Выводы.
Электродвигатель вентилятора является простым и надежным устройством, и основной причиной его отказа является грязь, попадающая внутрь. Потратив немного времени, можно вполне продлить ему жизнь и сэкономить 120-150$.

Ссылка на основную публикацию