Ремонт коленвала на Lexus своими руками – Инструкции по ремонту коленвала на авто Lexus

Капитальный ремонт двигателя Lexus RX (1MZ, 3MZ)

Модераторы: odyssey, Camel, snow1975

Что именно изнашивается сначала, а что позже? Продавать или ремонтировать? Какой бюджет потребуется для ремонта двигателя?

Изначально вопрос был поднят в этой ветке, там же можно прочитать много мыслей соклубников на эту тему.

Среди прочих ответов, как наиболее развернутый и понятный, по результатам общего голосования в FAQ была вынесена статья от партнера Клуба, компании Толекс Тюнинг.

Двигатель 1MZ-FE и 3MZ-FE конструктивно разработаны, как высокотемпературные двигатели, в связи с этим они требовательны к качеству масла и интервалам технического обслуживания. Основной способ проверки ОБЩЕГО состояния двигателя это снятие передней клапанной крышки и визуальное определение состояния масла головки блока.

При увеличенных интервалах смены масла в двигателе или использовании дешевого или минерального масла, масла коксуется в картере и головках блока, сужает масляные каналы двигателя и забивает фильтры в клапанных крышках. Это приводит к замедленному стеканию масла в картер и как следствие масляному голоданию. При снятии клапанной крышки такие «загрязненные» варианты будут видны по черным, солидолообразным масляным отложениям в головке и клапанной крышке.

Необходимость капитального ремонта двигателя определяется по следующим признакам:

I ГРУППА – самый распространенный вариант (на автомобилях LEXUS европейского рынка сопровождается морганием или периодическими вспышками индикатора (красного цвета) уровня масла в двигателя, на автомобилях американского рынка этого индикатора нет)

1. Увеличенный расход масла (более 300 грамм) при пробеге в 1000 км
Происходит по причине залегания поршневых колец, износу и эллипсности в цилиндрах двигателя, что приводит к увеличенному расходу масла. Доливая и контролируя уровень масло проездить можно относительно долго.

2. Стук на заведенном двигателе в районе блока двигателя
Происходит по причине износа шатунных или коренных подшипников шеек коленвала. Эксплуатировать автомобиль опасно, так может привезти к заклиниванию двигателя или обрыву шатуна и повреждению блока цилиндров.

3. Попадание охлаждающей жидкости в моторное масло
Происходит по причине повреждения прокладок головок блока или перекоса поверхности головок блока в следствии частичного перегрева двигателя. Эксплуатировать автомобиль опасно, так как можно перегреть двигатель.

1. Заклинил двигатель
Причина: масляное голодание, износ подшипников шеек коленвала и перегрев двигателя. Эксплуатация автомобиля невозможна.

2. Разрыв одного из шатунов и соответственно повреждение блока цилиндров.
Причина: масляное голодание, износ подшипников шеек коленвала и перегрев двигателя. Эксплуатация автомобиля невозможна.

При повреждениях в 1 группе, как правило, нет необходимости менять коленвал, шатуны и поршня, при повреждениях в 2 группе, необходимо обязательно менять коленвал, поврежденные шатуны и поршня. В обеих группах блок может требовать гильзовки , в зависимости от эллипсности каждого цилиндра, не считая вариантов повреждения блока при разрыве шатуна.
Ниже мы описали и сфотографировали процесс ремонта и составили подробную карту использования запасных частей и их стоимости.
Определение точного количества необходимых запасных частей и выполняемых работ можно определить после полной разборки и дефектовки двигателя.

Стоимость ремонта двигателя при неисправности по I группе:

I запасные части:

1.ремонтный комплект двигателя-1х8800 рублей.
2.поршневые кольца-1х3990 рублей.
3.подшипники шатунных шеек коленвала-6х300 рублей.
4. подшипники коренных шеек коленвала-4х480 рублей.
5.полукольца осевого биения коленвала-1х600 рублей.
6.маслянный насос-1х5800 рублей.
7.клапанная крышка-2х5450 рублей.
8.фильтр масляный-1х300 рублей.
9.масло моторное-5,5х450 рублей.
10.масло АКПП-1х450 рублей.
11.масло раздаточной коробки-1х450 рублей.
12.охлаждающая жидкость-9х400 рублей.
Общая стоимость запасных частей – 41175 рублей.

1. Снятие и установка двигателя 12000 рублей
2. Ремонт двигателя 24000 рублей
3. Регулировка углов установки колес 2500 рублей
4. Заправка кондиционера 2990 рублей
Общая стоимость работ – 41490 рублей.
Общая сумма: 82665 рублей.

Стоимость ремонта двигателя при неисправности по II группе:

I запасные части:

1. Все запасные части по I группе сумма: 41175 рублей.
2. Коленвал-1х27000 рублей.
3. Шатун-1х3990 рублей. (количество шатунов зависит от повреждений)
Общая стоимость запасных частей – 72165 рублей.

1. Все работы по I групп, сумма 41490 рублей.
2. Гильзовка блока цилиндров-35000 рублей.
3. Возможна гильзовка одного цилиндра, но без гарантии, стоимость 5990 рублей.
Общая стоимость работ – 76490 рублей.
Общая сумма по II группе: 148655 рублей.

Дополнительно по согласованию с клиентом:
Запасные части:
1. Помпа системы охлаждения-1х2600 рублей.
2. Ремень ГРМ-1х1700 рублей.
3. Ролик ремня ГРМ-1х1900 рублей.
4. Ролик ремня ГРМ-1х1900 рублей.
5. Воздушный фильтр-1х990 рублей.
6. Свечи зажигания-6х550 рублей.
Общая сумма – 12390 рублей. [/i]

Ключевые этапы ремонта двигателя:

Разбор двигателя для дефектовки

дефектовка двигателя после полной разборки

мойка деталей двигателя перед сборкой (до мойки)

мойка деталей двигателя перед сборкой (после мойки)

поврежденные шейки колевала (необходима замена вала)

поврежденные места посадки подшипника шейки коленвала на шатуне

проверка износа каждого цилиндра в блоке

сравнение маслосъемных колпачков

замена маслосъемных колпачков

подготовка поршней к установке (чистка, замена поршневых колец и замена шатунов)

Ремонт коленвала на Lexus своими руками – Инструкции по ремонту коленвала на авто Lexus

За новогодние праздники наш Гибрид-сервис выполнил два уникальных ремонта Лексусов RX400H.
О привезенном из Лексус-центра Екатеринбурга Лексусе, будет большая отдельная статья, так как неисправность, которую нам пришлось там устранять была первой такой неисправностью за все время нашей работы с гибридами, т.е. более, чем за 15 лет.
Ну, а пока расскажем о втором Лексусе, такой же модели (RX400H). Вот этот красавчик с крутыми номерами на фото:

Привез его к нам на эвакуаторе из города Нефтекамска Ренат.

Вот рассказ Рената о поломке его автомашины и попытке ее ремонта:
«Сломался мой автомобиль 6 октября 2017 года. При чем ни что не предвещало беды. Но вдруг во время движения ДВС задергался и заглох. Попытки завести двигатель не увенчались успехом – мотор-генератор легко раскручивал ДВС до рабочих оборотов, но запуска двигателя в работу не происходило.
Я загрузил машину на эвакуатор, и привез ее в автосервис «АвтоСпас», где я уже много лет обслуживаю все свои автомобили (в семье 3 автомобиля).
Там автомобиль в ремонт приняли, но причину поломки найти так и не смогли. При чем ремонтом занимались более двух месяцев. Выдали такое заключение: «Проблема в гибридной системе» и сказали везти в сервис, где занимаются гибридами.
При этом заметили такую закономерность, что пока автомобиль холодный, он может и неожиданно завестись, но стоит ему прогреться, как он глохнет и больше не заводится.»
Так автомобиль оказался в нашем сервисе.
Подключаем сканер и сразу видим несколько ошибок в блоках управления: неисправен датчик положения коленчатого вала (в блоке управления ДВС ошибка Р0335, а в гибридке ошибка Р0343), и пропуски вспышек во 2 цилиндре (ошибка Р0302 в блоке управления ДВС).
Принимаем решение разобраться с самой простой – пропусками вспышек во втором цилиндре. При попытке подключить осциллограф к катушке 2 цилиндра видим, что она помечена крестом. Проверка подтвердила, что катушка мертвая – обрыв обмотки.
Меняем катушку на исправную и запускаем ДВС. ДВС запустился сразу и заработал ровно и красиво.
Ждем пока ДВС прогреется, отслеживая его температуру на сканере.
И вот при прогреве до 62 градусов ДВС глохнет. В блоках управления все те же две ошибки: Р0335 и Р0343.
Смотрим «замороженные» параметры и видим, что в момент появления ошибки обороты коленчатого вала были равны нулю! Т.е. блок управления ДВС не видел положение коленчатого вала, не видел, что коленвал вращается!
Датчик положения коленвала, можно назвать единственным датчиком, неисправность которого приводит к остановке двигателя.
Почему? Дело в том, что датчик коленвала, задача которого выполнять синхронизацию работы топливных форсунок и системы зажигания. То есть сбой в его работе приводит к сбою, соответственно системы впрыска топлива.

Датчик коленвала (а его еще в народе называют: ДПКВ, датчик синхронизации, датчик ВМТ) —является элементом, который позволяет ЭБУ двигателем осуществлять контроль за положением коленвала для обеспечения работы системы топливного впрыска. Другими словами, датчик напрямую влияет на работу двигателя. Любые сбои в работе датчика приведут к нестабильности работы ДВС или полной остановке мотора.
Неисправности ДПКВ приводят к тому, что топливо несвоевременно подается и воспламеняется в цилиндрах. В результате нарушений топливного впрыска двигатель не способен нормально работать. Функцией датчика коленвала является то, что ДПКВ посылает на ЭБУ сигналы о том, в каком положении находится коленвал, а также с какой частотой и в какую сторону происходит его вращение. На данном автомобиле установлен магнитный датчик, т.е. датчик индуктивного типа.
Особенностью таких датчиков является то, что подобные решения не нуждаются в отдельном питании. Формирование сигнала на ЭБУ происходит в тот момент, когда специальный зуб (метка) для синхронизации осуществляет проход через магнитное поле. Указанное магнитное поле создается в зоне нахождения датчика синхронизации, то есть вокруг него. Параллельно с главной задачей по контролю за положением и вращением коленвала, ДПКВ может также выполнять функцию датчика скорости вращения коленвала (это для нас очень важно! Мы на сканере можем в текущих параметрах отслеживать частоту вращения коленвала.)
На основе показаний ДПКВ ЭБУ способен определить положение коленчатого вала по отношению к ВМТ в 1 цилиндре силового агрегата. Также блок управления получает сигналы о частоте вращения коленвала и том направлении, в котором коленвал осуществляет указанное вращение. На основе полученных данных ЭБУ производит генерацию управляющих сигналов для открытия форсунок, управляет моментом зажигания, передает сигналы о частоте вращения коленвала на тахометр, активирует и отключает электрический бензонасос.
Сам датчик по себе очень надежен. За всю свою профессиональную деятельность я видел только два неисправных таких датчика, и то оба были повреждены механически.
С проверки самого датчика и начинаем.
И тут нас поджидает первый сюрприз: вместо оригинального датчика стоит новый дубликат.
Интересуемся у Рената. Он подтверждает, что в «АвтоСпасе» ему поставили новый датчик, так как старый был неисправен. (находим старый датчик в салоне автомобиля).
Проверяем оба датчика. Оба датчика полностью исправны, т.е. обрыва медного провода в них нет и их сопротивление соответствует номиналу. Катушка датчика исправна.
Но проверка омметром не всегда выявляет неисправность данного датчика.
Самой достоверной и правильной проверкой является диагностика подачи сигнала датчиком положения коленвала с помощью осциллографа.
Данный способ диагностики ДКПВ можно считать самым точным, так как поверяется не только комплектующая коленвал запчасть- задающий диск (или задатчик коленвала), но и сама его конструкция во время работы машины. Смысл процедуры заключается в подключении осциллографа к датчику положения коленвала и отслеживанию исходящих от него значений с помощью программы. При данном методе нет необходимости демонтировать прибор с двигателя – все работы проводятся на автомобиле.
Снимаем осциллограмму с ДПКВ и … видим, что она практически идеальна! Придраться не к чему – осциллограмма точно повторяет идеальную, которая приводится в ремонтном мануале! Лишь на последнем зубце перед пропущенными двумя есть незначительное понижение сигнала, но очень незначительное.
Это ненадолго ставит нас в тупик.
Принимаем решение снять еще раз осциллограмму, но уже не с самого датчика, а с контактов блока управления. Этим мы проверяем целостность проводки от датчика до блока управления. Результат – опять идеальная осциллограмма! Проверяем и на холодную (когда ДВС заводится), и на горячую (когда ДВС крутит МГ1). Результаты нескольких замеров одинаковы – идеальная осциллограмма.
Мне уже становится интересно! Я очень люблю такие нестандартные неисправности, которые не удается устранить в течении 5-10 минут.
Под подозрение попадает блок управления ДВС. Чтобы исключить его неисправность, меняем его на заведомо исправный.
Результат все тот –же: на холодную автомобиль заводится, а при прогреве ДВС до 60-70 градусов глохнет и больше не заводится…
Все стандартные процедуры проверки проделаны: сняты осциллограммы синхронизации коленвала и распредвалов, проверены резольверы обоих мотор-генераторов, управляющая плата инвертора, механизм VVTi…
Все исправно, но автомобиль на горячую продолжает глохнуть.
Осталось одно: снятие лобовой крышки ДВС, чтобы проверить состояние ремня ГРМ и задатчика положения ДПКВ. Процедура, казалось бы, абсолютно бесполезная, так как исправность этих деталей проверена другими способами: синхронизацией ДПКВ и ДПРВ, и снятием осциллограмм с этих датчиков. Все исправно.
Снимаем лобовину ДВС и начинаем осматривать ремень. Ремень действительно недавно менялся. При этом ремень оригинальный и в отличном состоянии.
Начинаем измерять расстояние от зубцов задатчика коленвала до датчика (это одна из обязательных процедур проверки) и обнаруживаем, что один из зубцов задатчика обломлен!

Будет полезно:  Ремонт и замена круиза-контроля на Lexus своими руками – Инструкции по ремонту и замене круиза-контроля на авто Lexus

Как такое может произойти?! Этот диск расположен внутри ДВС и механически повредить его просто НЕВОЗМОЖНО!
Осматривает задатчик внимательней и видим на нем четкие следы механического воздействия на него: выше надломленного зуба четко видны следы от металлического предмета, поцарапавшие задатчик! (посмотрите еще раз фото выше).
Такие следы можно оставить только в одном случае, если менять передний сальник коленвала, грубо выколачивая его какой-нибудь отверткой.
Спрашиваем у хозяина, менял ли он сальник коленвала?
Ренат подтверждает, что примерно за два месяца до поломки менял в «АвтоСпасе» этот сальник!
Теперь причина поломки и ее происхождение становится четко понятным: нерадивый механик при замене сальника пытается выбить его отверткой или выколоткой и повреждает один из зубцов.
Но остается вопрос: сальник менялся за два месяца до поломки. Если задатчик повредили при замене сальника, то как машина ездила ети два месяца?
Четкого ответа на него у меня нет. Могу лишь предполагать: кусочек зубца был поврежден, но каким-то образом еще держался на диске. А когда из строя вышла катушка зажигания на 2 цилиндре и ДВС сильно задергался – этот кусочек совсем отвалился.
Мою теорию подтверждает тот факт, что место слома совсем чистое. Посмотрите на обломленный зубец на уже снятом с ДВС диска:

Если бы он отпал два месяца назад, то место слома покрылось бы небольшим слоем нагара и грязи. А оно совсем чистое!
Возникают еще два вопроса:
-почему при отломленном зубе осциллограф не показал неисправности?
-почему неисправность проявляется только на горячем ДВС?
Ответ на первый вопрос простой: маленького остатка зуба хватает для создания ЭДС в датчике.
А ответ на второй вопрос сложнее: ЭДС при нагреве медного проводника (катушки) уменьшается. И этого «усеченного» сигнала от обломка зуба уже не хватает для полноценного сигнала. А блок управления ДВС имеет такой алгоритм работы: он должен увидеть пропущенные ДВА зуба и по ним уже делает вывод о положении коленчатого вала. Когда же блок управления видит ТРИ пропущенных зуба, то грубо говоря он просто «сходит с ума» и выдает при этом, что скорость вращения коленвала равно нулю. При пропущенных трех зубах блок также не может принять правильное решение, когда впрыскивать в какой цилиндр топливо и даже не включает при этом бензонасос в работу, и не открывает нужную для работы ДВС форсунку.
Вот так одно неловкое движение нерадивого слесаря может нарушить работу такого надежного механизма, как ДВС на Лексус RX400Н!
Ну а наша история ремонта закончилась благополучно.
На автомобиль был установлен новый задающий диск (задатчик коленвала) и счастливый Ренат, который уже потерял надежду оживить своего железного коня, уехал счастливый домой в Нижнекамск.
Там он хочет посмотреть в глаза мастеру, менявшему на его автомобиле злополучный сальник коленвала. Но это уже другая история…
Удачи всем на дорогах в наступившем году!

Замена ГРМ Lexus RX 300 3,0 Двигатель 1MZ-FE

    25631 Просмотр

Замена ГРМ Lexus RX 300 3,0 Год 2000-2006
Двигатель 1MZ-FE

Периодичность замены
Каждые 150000 км или 10 лет – замена.
Обрыв ремня Повреждение двигателя – ДА

Специальный инструмент
■ Держатель шкива коленчатого вала -Lexus №09213-54015 и 09330-00021.

■ Съемник шкива коленчатого вала -Lexus №09950-50012/13.

Снятие ремня ГРМ Lexus RX 300

1. Вывесите переднюю часть автомобиля и установите опорные стойки.

□ Рычаги очистителя лобового стекла.

□ Очиститель лобового стекла в сборе и поперечную балку.

□ До 2003 г.: Растяжку стоек.

□ Правое переднее колесо.

□ Накладку колесной арки переднего правого колеса.

□ С 2003 г.; Защиту двигателя.

□ Дополнительные приводные ремни.

□ До 2003 г.: Привод системы поддержания скорости.

□ Правую реактивную тягу двигателя.

□ Промежуточный кронштейн правой опоры двигателя.

□ Кронштейн генератора (1).

□ Болт шкива коленчатого вала (2). Используйте специнструмент №09213-54015 и 09330-00021.

□ Шкив коленчатого вала (3). Используйте специнструмент №09950-50012/13.

□ Крышки ремня привода ГРМ (4) и <5).

3. С 2003 г.: Вывесите двигатель.

4. С 2003 г.: Снимите нижнюю гайку правой опоры двигателя.

5. С 2003 г.: Слегка поднимите двигатель.

□ Кронштейн опоры двигателя (6).

□ Направляющую шайбу (7).

7. Временно заверните болт шкива коленчатого вала (2).

8. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке в ВМТ поршня первого цилиндра до совмещения меток (8), (9) и (10).

Примечание: если ремень используется повторно, убедитесь, что установочные метки видны. Если нет: пометьте ремень мелом напротив меток на звездочках.

9. Отверните болт шкива коленчатого вала (2).

10. С 2003 г.: Снимите автоматический натяжитель (11). J

11. С 2003 г.: Из-под передней части двигателя снимите автоматический натяжитель и пыльник (12).

12. Снимите ремень привода ГРМ.

Установка ремня ГРМ Lexus RX 300

1. Проверьте плавность работы ролика натяжителя, сшива насоса охлаждающем мвджга и направляющего ролика. Замените при необходимости.

2. До 2003 г.: Проверьте корпус натяжителя на отсутствие утечки или повреждения. Замените при необходимости

3. До 2003 г.: Убедитесь, что шток не перемещается пр* опоре на твердую поверхность (13). Замените при необходимости.

4. До 2003 г.; Убедитесь, что вылет штока составляет 10,0-10,8 мм (14). Замените при необходимости.

5. Убедитесь, что установочные метки совмещены (8), (Р1* и (10).

6. Удерживайте звездочку распределительного вала (СА1).

7. Наденьте ремень против часовой стрелки, начиная ей звездочки коленчатого вала.

8. Убедитесь, что метки на ремне совмещены с меткам* на звездочках (15).

Примечание: убедитесь, что символы “FR” и стрелш.

расположены на внешней поверхности ремня (16).

9. Убедитесь, что ведущая ветвь ремня натянута межд^ звездочками.

Примечание: при использовании старого ремня, обратите внимание на метки направления вращения я

Будет полезно:  Ремонт и замена ГБЦ на Lexus своими руками – Инструкции по ремонту и замене ГБЦ на авто Lexus

метки установки на ремне.

10. Медленно утопите шток в корпус натяжителя до совмещения отверстий. Используйте пресс.

11. До 2003 г.: Зафиксируйте шток ключом-шестигра«

ником на 1,27 мм через отверстие в корпусе натяк^ теля (17).

12. С 2003 г.: Зафиксируйте шток ключом-шестигранниксни на 1,5 мм через отверстие в корпусе натяжителя (18).

13.До 2003 г.: Установите автоматический натяжитель * пыльник (12). Равномерно затяните болты моментом 27 Нм.

14. С 2003 г.: Установите автоматический натяжител-(11). Равномерно затяните болты моментом 27 Нм.

15. Извлеките ключ-шестигранник и позвольте натяжи-телю сработать (17) или (18).

16. Временно заверните болт шкива коленчатого вала (2л

17. Медленно проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке до ВМТ поршня первого цилиндра.

18. Убедитесь, что установочные метки совмещены (8), (9| и (10).

19. Если установочные метки не совмещены, повтор*’-1 процедуры установки и натяжения.

20. Отверните болт шкива коленчатого вала (2).

21. Установите детали в порядке, обратном снятию.

22. До 2003 г.: Затяните болт шкива коленчатого вала (21 Момент затяжки: 215 Нм,

23. С 2003 г.: Затяните болт шкива коленчатого вала (21 Момент затяжки: 220 Нм.

Коленвал: разновидности, диагностика и ремонт неисправностей

Коленчатый вал — ключевой узел кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания. Благодаря коленвалу возвратно-поступательные движения поршней преобразуются в механическое вращение. Суть коленвала — это кривошип, который совершает вращательные движения вокруг одной неподвижной оси. Удвоенный радиус кривошипа равен длине хода поршня. Шатунные шейки расположены под такими углами, что цилиндры работают попарно, но немного опережают друг друга. По такому принципу устроен коленчатый вал.

Изготавливают коленвалы из высокопрочных сталей или чугуна методом литья, ковки, механической обработки. По причине высокой степени сжатия к коленвалу дизельного двигателя предъявляют более высокие требования по прочности. В остальном коленвал дизеля по строению не отличается от вала бензинового двигателя. Коленчатый вал из стали, особенно выточенный на станке, имеет высокую стоимость, поэтому чугунные коленвалы получили более широкое распространение.

Устройство коленвала

Коленчатый вал состоит из плоских проточенных пластин с противовесами (так называемых «щек»), которые соединены между собой «шейками». Противовесы необходимы, чтобы гасить возвратно-поступательные движения поршней и стабилизировать вращение вала.

На некоторых современных двигателях для дополнительной стабилизации применяются балансирные валы со смещенным центром тяжести и приводом от коленчатого вала. Они вращаются в разные стороны, помогая уравновешивать движения поршней.

В V-образных и W-образных двигателях шатуны из противоположных цилиндров давят на соединенные между собой шейки. Это позволяет обеспечить более равномерную работу двигателя, уменьшить его габариты. В рядных двигателях каждый шатун закреплен на отдельной шейке с балансирами.

Шейки коленвала имеют цилиндрическую форму с шлифованной поверхностью. По оси вала располагаются коренные шейки, по оси шатунов — «шатунные шейки». Трущиеся пары коленвала, как правило, устанавливаются на подшипниках скольжения. Для предотвращения продольных смещений вала предусмотрены опорные подшипники, их также называют полукольца коленвала.

Коленчатый вал расположен в блоке цилиндров в ответных посадочных местах «постели коленвала». На коленчатом валу расположен хвостовик для крепежа звездочки привода ГРМ, шкива генератора и водяной помпы. На обратной части вала закреплен фланец для крепежа маховика. Во фланце устанавливается подшипник качения, в него заходит первичный вал КПП. Внутри коленчатых валов расположены каналы для принудительной смазки вкладышей шеек, шатунов и цилиндропоршневой группы. Конструктивное исполнение коленчатых валов зависит от компоновки цилиндров, их количества. На коленвал могут устанавливаться ведущие шестерни для различного оборудования, например, маслонасоса.

Неисправности коленчатых валов

Рассмотрим типичные неисправности коленчатых валов:

  • течи сальников коленчатого вала;
  • «масляное голодание» рабочих поверхностей;
  • механические повреждения коленчатых валов;
  • естественный физический износ;
  • ненормальный повышенный физический износ.

Как правило, первое, с чем сталкиваются автомобилисты, — это течь масла из-под резиновых уплотнений (сальников коленвала). Это широко распространенная проблема на двигателях с пробегом. Подтекающий сальник требует замены. В некоторых случаях замена масла на более вязкое поможет остановить течь на какое-то время.

Для коленчатых валов, как и для других деталей двигателя, наиболее опасно «масляное голодание». Причиной может быть поломка маслонасоса, забитый канал подачи масла, низкий уровень масла в двигателе. Это приводит к повышенному трению подшипников, нагреванию элементов. Дальнейшая эксплуатация двигателя в таком режиме приведет к его перегреву, полному заклиниванию и к капитальному ремонту. «Клин» на ходу может привести к критическим повреждениям вала или других узлов двигателя.

Вода и топливо попадая в масло меняют его хим. состав и степень вязкости. Причиной может быть значительный износ цилиндропоршневой группы, нарушенная структура прокладок, микротрещины в блоке двигателя или ГБЦ.

Со временем шейки и подшипники подвергаются износу, увеличивается допустимый зазор, появляется люфт коленвала, это приводит к возрастанию вибраций, двигатель начинает «стучать». Характерный стук двигателя — критичный сигнал. При его появлении необходимо прекратить движение и срочно обратиться в автосервис. Если коленчатый вал разбалансирован или смонтирован неправильно, может возникнуть повышенный ненормальный износ контактных поверхностей.

Ремонт коленвала

Ремонт или замена коленчатого вала — процесс трудоемкий. Как правило, он требует практически полной разборки двигателя, осмотра и дефектовки всех его узлов и механизмов. Коленчатый вал снимают и измеряют осевые биения. В случае допустимой выработки поверхности шеек и шатунов коленчатого вала пришлифовывают под ремонтные размеры подшипников. Постель с выработкой тоже подлежит механической обработке с «одной установкой» на специальном станке. Расточка коленвала позволяет установить вкладыш следующего ремонтного размера.

Размеры шеек имеют ремонтные допуски. Простая шлифовка коленвала не поможет в случае, если износ или повреждения слишком сильные. Коленчатый вал — деталь недешевая, а если речь идет, например, о крупногабаритной сельхозтехнике, сумма будет внушительной. Даже сильно изношенные поверхности трения можно восстановить. Толщина выработки компенсируется с помощью наплавки электросваркой под флюсом, плазменного напыления твердых сплавов, газотермичекого напыления и др. Затем коленвал шлифуется, «доводится» до необходимых ремонтных размеров. Это технологически сложный процесс, его лучше доверить специалистам.

Качественно выполненное восстановление и шлифовка коленвала может обеспечить 100% ресурса его работы. Следует учитывать, что с увеличением ремонтного размера коленчатый вал может сместиться со своего заводского посадочного места. Потребуется точная установка коленвала с подборкой вкладышей. Коленвал с критическими повреждениями или осевым искривлением придется поменять.

Как проверить коленвал? Опытные автомобилисты могут определить характерный стук коленчатого вала на слух, используя медицинский стетоскоп. При плановых ТО можно снять поддон, визуально осмотреть коленчатый вал на предмет трещин и сколов и с помощью щупа выполнить контроль зазоров между полукольцами.

Повышенное содержание металлической стружки в фильтре и поддоне указывает на износ пар трения. В таких случаях нужно срочно найти причину образования такой стружки.

Диаметр шеек коленвала можно измерить обычным микрометром. Параметры разбалансировки, биений и осевых люфтов коленчатых валов определяют с помощью специальных индикаторов. Для этого нужно либо разместить вал на специальный стенд или станок, либо установить индикатор с магнитным штативом на блок двигателя. Замер выполняется при вращении.

Для определения зазора между шейками коленчатого вала и подшипниками применяют калиброванную пластиковую проволоку и бумажный шаблон со специальной шкалой. Способ довольно прост и доступен. Кусочек проволоки устанавливают на обезжиренную поверхность шейки коленчатого вала. Для ее фиксации можно применить небольшое количество густой смазки. Затем шейка накрывается подшипником и крышкой. Крышки обтягиваются, проволока внутри раздавливается на плоскости шейки (резьбовые соединения нужно затягивать динамометрическим ключом). Болты раскручивают и снимают крышку. Далее остается измерить ширину расплющенной полоски шаблоном. Значение будет соответствовать достаточно точному значению зазора.

Замена коленвала

Итак, как снять коленвал? Для этого потребуется полная разборка двигателя.
Для замены необходимо:

  • стандартный набор инструментов;
  • динамометрический ключ;
  • фиксатор коленвала MR 1-233.

Снятие коленвала возможно выполнить после демонтажа двигателя и установки его на ремонтный стенд, узлов ГРМ, оборудования двигателя, ГБЦ, шатунов и поршней.

Последовательность работ по замене коленчатого вала

1. На «венец» маховика установить фиксатор коленвала MP 1-223 (он будет препятствовать вращению коленвала). Положение А для затяжки, В — для ослабления.

2. Открутить болты крепления маховика 15, демонтировать маховик.

3. Открутить болты 13 и, вытащив установочный штифт, демонтировать колесо датчика коленвала.

4. Открутив по периметру болты 1 и 17, демонтировать прижимной передний фланец 3, передний сальник 2, промежуточную пластину 16, уплотнительную прокладку 18.

5. Раскрутить болты 10, демонтировать крышки коренных шеек, верхние половинки подшипников 7 и полукольца 8.

6. Выполнить выемку вала 6 из блока двигателя, убрать нижние части подшипников 4 и полуколец.

7. Произвести дефектовку, шлифовку, балансировку коленчатого вала. Выполнить очистку постелей коленвала и блока двигателя.

8. Установку коленчатого вала выполнить в последовательности, обратной разборке. При монтаже колеса положения коленвала выполнить контроль размера превышения установочного штифта 11 согласно со схемой проверки.

9. После монтажа коленчатого вала в блок двигателя произвести контроль биений.

Существует целый ряд концепций двигателей внутреннего сгорания, в которых коленчатый вал и шатуны заменены на другие узлы. На сегодняшний день коленчатый вал со стандартной компоновкой оптимально подходит для крупносерийного производства, а «безшатунные» двигатели — единичные экспериментальные экземпляры.

Ремонт коленвала на Lexus своими руками – Инструкции по ремонту коленвала на авто Lexus

Наш «пациент» — трехлитровый, 24-х клапанный двигатель 1MZ-FE, автомобиль Lexus RX300.

Будет полезно:  Ремонт и замена вентилятора охлаждения двигателя на Lexus своими руками – Инструкции по ремонту и замене вентилятора охлаждения двигателя на авто Lexus

При замене ремня ГРМ, помимо самого ремня обязательно производится замена двух роликов — натяжного и обводного. На данной модели двигателя также применяется автоматический натяжитель ремня, поменять который также не будет лишним.

Помпа также подлежит замене, в механизме газораспределения она является дополнительным роликом и приводится обратной, не зубчатой стороной ремня. Несмотря на больший ресурс помпы по сравнению с другими роликами, никому не хотелось бы, чтобы ее заклинило в самый неподходящий момент, поэтому ее также следует заменить, заранее купив новую в комплекте с прокладкой.

Ремень ГРМ собственной персоной. Комплект поставки включает наклейку, на которой необходимо указывать дату и пробег на момент замены ремня. Для проведения процедуры понадобится также обзавестись сальниками — лобовым сальником коленчатого вала (масляного насоса) и двумя сальниками распределительных валов.

По усмотрению можно заменить ремни навесных агрегатов — ГУРа и генератора/кондиционера.

Процедуру начнем с того, что защитим крыло от случайных повреждений, для чего рекомендуется закрыть его подходящим по размеру куском ткани.

Закрепить ткань можно, к примеру, несколькими достаточно сильными магнитиками.

Отключаем два разъема заземляющий проводов, откручиваем крепление привода круиз-контроля, убираем его вправо и выкручиваем крепление. Снимаем верхний кронштейн и рычаг подвески двигателя

Следующим шагом ослабляем стопорный болт механизма натяжения ремня генератора, ослабляем также крепежный болт генератора. Выкручиваем болт натяжителя ремня до той степени, когда ремень генератора можно будет снять, после чего снимаем. Автомобиль ставится на домкрат и снимается правое переднее колесо, снимается защитная пластиковая панель, держащаяся на двух болтах, тем самым получаем доступ к шкиву коленвала. Чтобы выкрученные болты не потерялись аккуратно отложите их в подходящее место или по возможности закручивайте на место.

Ослабляем болт натяжителя ремня насоса ГУР (гидроусилителя руля), а также крепежный болт. отодвигаем насос вверх и снимаем ремень. Следующая процедура — одна из самых сложных в этом процессе — снятие шкива коленвала.

Необходимый болт очень сильно затянут с использованием резьбового герметика, вряд ли поможет даже ударный гайковерт с усилием до 800 Нм. Варианты вроде откручивания шкива стартером или стопорение маховика могут повлечь за собой проблемы и необходимость в снятии двигателя. Для этого обычно используется специальный инструмент от Toyota для удержания шкива коленвала от прокручивания, но если под рукой такого нет, можно изготовить подобный инструмент своими руками. Для изготовления съемника необходимы отрезок трубы внешним диаметром 90 мм и длиной 50 мм, а также отрезок стальной полосы 30×5 мм длиной около 700 мм, два болта М8 x 60.

Изготовленный инструмент фиксируется за шкив двумя болтами М8, рычаг упирается в землю и выкручивается гайка шкива.

После того, как выкручены гайки шкива, выкручивается сам шкив, опять же не все так просто, сделать это руками вряд ли получится. Не пытайтесь стучать по шкиву молотком или снять его монтажкой — материал шкива очень хрупкий. Применяя съемник, есть вероятность снять со шкива ручей или отколоть его края, поэтому инструмент понадобится немного модернизировать, сделав из приспособления для удержания шкива полноценный съемник. Для доработки нужна стальная полоса 30×5мм длиной 90 мм. Гайка и болт М10 x 70мм. Гайка приваривается к полосе.

Болт шкива обратно вкручиваем на свое место, не полностью, он необходим в роли упора. Закрепляем съемник на шкиве и понемногу вкручиваем болт М10 в съемник, который, упираясь, сдвинет шкив.

На доваренный элемент внимания можно не обращать, болт был затянут слишком сильно, поэтому приспособление пришлось усиливать.

После долгой, упорной работы шкив снят. Но самое интересное еще впереди.

Выкручиваем 4 болта, снимаем нижнюю крышку ремня ГРМ и направляющую шайбу ремня с вала. Шпонки коленчатого вала не теряем!

Снимаем кабельный короб с кронштейнов, выкручиваем 5 болтов, снимаем верхнюю крышку ремня ГРМ, а затем кронштейн генератора.

Кронштейн двигателя упирается в кузов, держится на двух болтах и гайке, которые необходимо выкрутить

Тут тоже все не так просто, чтобы вытащить кронштейн, одетый на шпильки вкрученные в блок, нужно приподнять двигатель домкратом на несколько сантиметров, обязательно используя широкий деревянный брус и резиновый коврик, чтобы не повредить поддон двигателя.

Поворачивая коленвал по часовой стрелке, устанавливаем первый цилиндр в верхнюю мертвую точку. Для этого совмещаем метку на звездочке коленвала с меткой на корпусе масляного насоса. При этом проверяем, что метки на звездочках распредвалов стоят напротив меток на внутренней крышке и если это не так, поворачиваем коленвал еще на один оборот. Фотографии с метками распредвалов можно увидеть в конце фотоотчета.

Снимаем пыльник с нятяжителя ремня и замеряем вылет штока. От корпуса натяжителя до торца штока должно быть расстояние от 10 до 10.8 мм. Натяжитель необходимо взводить утопив шток. Для этого понадобится нешуточное усилие — минимум 100 кг. Это можно сделать в тисках, но натяжитель при взведении обязательно должен находится в положении «штоком вверх». Поэтому медленно задвигаем шток до совпадения отверстий в штоке и корпусе и фиксируем его, вставив подходящий шестигранный ключ в отверстие. Затем снимаем звездочки распредвалов. Чтобы удержать звездочки от прокручивания, нужен специальный инструмент, но это можно сделать с помощью старого ремня ГРМ и подходящей по размеру деревянной доски. Для этого ремень саморезами прикручивается к доске, а доска с торца обрезается дугой под радиус звездочки.

Поскольку дерево — мягкий материал, повреждение поверхности звездочек исключено. Выкручиваем 6 болтов и снимаем внутреннюю металлическую крышку ремня ГРМ.

Из системы сливается охлаждающая жидкость. Чтобы вытащить помпу, нужно выкрутить верхнюю шпильку, для чего потребуется экстрактор шпилек. Выкручиваем болты крепления помпы и одну гайку и снимите помпу. Будьте осторожнее, скорее всего потекут остатки антифриза. Старую прокладку помпы удаляем. Помпа снята.

А это — сам экстрактор шпилек.

Протираем посадочное место помпы на блоке. Устанавливаем новую прокладку и закрепляем новую помпу. Выкрученную шпильку возвращаем на место.

Переходим к смене сальников. Важно запомнить на какой глубине находился старый сальник. Вытащить старый сальник проще всего с помощью каленых саморезов для гипсокартона. В центр сальника, между валом и корпусом, осторожно вбиваем саморез и вкручиваем егона пару оборотов. сальник вытаскивается пассатижами. В большинстве случаев хватает одного самореза. Протираем посадочное место сальника и вал. Смазываем губки и внешний край нового сальника смазкой на литиевой основе. Сальник можно запрессовать на место усилием пальцев.

Потихоньку приближаемся к финишной прямой. Обратно устанавливаем: 1) внутреннюю металлическую крышку (6 болтов, момент 8.5 Нм), 2) звездочку коленчатого вала.

Устанавливаем обводной ролик моментом 45 Нм.

На фотографии выше, натяжитель стоит просто для фотографии, не ставьте его до установке ремня, новый нерастянутый ремень невозможно одеть с установленным натяжителем ремня. Натяжной ролик, нанеся резьбовой герметик, момент затяжки 34 Нм. необходимо удостовериться, что ролики свободно вращаются и кронштейн натяжного ролика перемещается без заеданий. Моментом 125 Нм устанавливаем звездочки распредвалов. Обратите внимание, что дальняя звездочка распредвала устанавливается бортиком-направляющей наружу, а ближняя звездочка — внутрь.

Начинаем одевать новый ремень ГРМ. На новом ремне нанесены 4 метки (2 метки распредвалов, метка коленвала и метка расположения помпы). Строго соблюдаем порядок установки ремня, иначе одеть его станет мучительным процессом: 1) Метка «FR» (front) со стрелкой должна смотреть в сторону «от двигателя»; 2) Совмещаем пунктирную метку с меткой на звездочке коленвала; 3) Заводим ремень за шкив помпы; 4) Обводим ремень вокруг ближнего шкива распредвала, совместив метку на ремне с меткой на звездочке и фиксируем ремень на звездочке с помощью нейлоновой стяжки-хомута; 4) Обводим ремень вокруг обводного ролика; 6) Обводим ремень вокруг дальнего шкива распредвала, совместив метку на ремне с меткой на звездочке и фиксируем ремень на звездочке с помощью нейлоновой стяжки-хомута; 7) Надеваем ремень на натяжной ролик (новый ремень будет заходить туго). Установите натяжитель ремня (27 Нм), но не вынимайте чеку-стопор. Тщательно проверяем совпадение меток. Особенно тщательно на дальнем распредвале. Для этого пригодятся зеркальце и фонарик. На фото — метка на звездочке коленвала.

Метка на звездочке ближнего распредвала.

Метка на звездочке дальнего распредвала в зеркальце.

Указатель «front». Если все совпадает, освобождаем натяжитель ремня — вытаскиваем чеку. Ждем некоторое время, еще раз проверяем метки. После этого поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке на два полных оборота и снова проверяем метки. Если все в порядке, можно все собирать. В обратной последовательности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector